Длительность 30 минут
Лента получившая хорошую прессу, и оцениваемая в откликах как сделанная с большим эмоциональным накалом притча о сложности нравственного выбора. Действие происходит в неназванном советском городе захваченном гитлеровцами осенью 1941 года. Оккупационный комендант, любитель прекрасного эсэсовец (Артур Харитоненко) ведет охоту на евреев, и особенно усердно ищет среди них музыкантов. Подтекст: этот фашист в прошлом сам был бесталанным оркестрантом и ныне, уничтожая расово неполноценных конкурентов, он не просто выполняет директивы, но садистски сводит счёты с более талантливыми коллегами. Вскоре ему донесли, что директор местной оперы, обрусевший немец Густав (Александр Алексеев), прячет в подвале здания примадонну-еврейку Эдит Гольдшмидт (Элина Амромина). Комендант вызывает старика к себе и ставит ультиматум: «Или скрываемая вами певица в течение 24 часов будет стоять передо мной, или вы, господин директор, будете расстреляны». Выход из этой ситуации возможен либо через самопожертвование и смерть, либо через предательство и пожизненные муки совести. По ходу действия визуально противопоставляются внешний мир насилия и внутренний — благородства и возвышенных чувств. Этот конфликт подчёркнут цветовой гаммой.
Эпизоды на улицах поданы холодных цветах, тогда как интерьеры театрального здания, в первую очередь святая святых для актёров — сцены окрашены в тёплые полутона. И название приобретает ещё один смысл — это выход на сцену, как момент истины. Финал кинокартины открыт и каждый волен представить его себе по-своему. Фильм был показан в Каннах в рамках программы короткометражного кино. К сожалению, посмотреть ленту пока не удалось, но можно ознакомиться с опубликованными о нём материалами. Две приведённые ниже цитаты взяты из газеты «Вечерний Петербург» (8 мая 2015)Режиссёр Михаил Учителев
«В фильме «Выход» я хотел приблизиться к чистой трагедии, к столкновению ценности любви и ценности жизни, о которых говорил когда-то Николай Бердяев. Эта же тема могла возникнуть и на примере любого другого геноцида. Я исследовал трагедию свободного человека, трагедию любви к человеку в условиях бесчеловечного режима. Густав бросает вызов страшной системе, потому что по-другому он не может, иначе все теряет смысл. Густав и Эдит оказываются на островке искусства, и оно, привнесенное в реальную жизнь, и дает им спасение. Мне хотелось поднять тему ответственности спасаемого по отношению к спасителю. Соразмерна ли жертва, которую спаситель приносит ради сохранения жизни другого человека? И как жить спасенному дальше, если спаситель погибнет, пусть даже косвенно, по его вине? Это нравственные вопросы, которые предстоит решить каждому герою самому, наедине со своей совестью и душой».
Актриса Элина Амромина
«Общий колорит картины я бы сравнила с работами Караваджо или Тинторетто, с их яркими контрастами и богатством красок, и в этом огромнейшая заслуга наших операторов и художницы-постановщика. Атмосферу оккупации мы старались подчеркнуть резкими, холодными тонами, а когда действие переносится в театр, на сцену, свет становится более теплым, мягким. То же самое и со звуком. В картине звучит прекрасная оперная музыка — как высшее воплощение мира искусства, противопоставленного жестокой машине убийства. В результате их столкновения рождается ода театру, искусству. Это то, к чему мы стремились, для нас особенно важным было показать, как беззащитный мир искусства способен противостоять миру насилия и даже одержать над ним победу, используя свое «оружие».