Мсье Макс (Франция, 2007) Режиссёр Г. Агийон

Длительность 90 минут
МсьеМакс1Телефильм воссоздаёт заключительные страницы жизни знаменитого французского поэта-модерниста, крещённого еврея Макса Жакоба (1876 — 1944). В первые десятилетия 20го века он пользовался большой известностью и авторитетом в художественных кругах Парижа как критик, художник, поэт и автор детских книг. По уверениям различных источников открыл миру талант Пабло Пикассо. В 1915 году принял христианство, причём этот шаг, по его воспоминаниям, стал результатом озарения. После перехода в католицизм по-многу лет (1921 — 1928; 1936 — 1944) жил в одном из монастырей, где добровольно и тщательно выполнял религиозные обряды. Однако, смена веры не спасла его от репрессий в годы Второй Мировой войны. Для начала фашисты заставили литератора носить жёлтую звезду, что крайне угнетало этого, уже пожилого человека. Впрочем, образ жизни значительное время спасал Макса от репрессий. В то время как его родные были быстро уничтожены в Освенциме, гестапо явилось за старым поэтом только в феврале 1944 года. Судя по источникам именно с этого момента и начинается действие. Арестованный как еврей и как гомосексуал, Жакоб был препровождён в пересыльный лагерь Дранси, где тысячи узников ждали своей очереди для отправки в гитлеровские фабрики смерти.

На экране проходят сотни людей с жёлтыми звёздами, влачащие жалкое существование и с тревогой ожидающие своего будущего. Далее показана борьба за освобождение главного персонажа в которой главную роль сыграла француженка Элис (Доминик Блан) — в прошлом девочка, которую опекал и защищал Макс в свои молодые годы — вставные эпизоды из прошлого, где роли этих персонажей играют другие актёры стали важной частью повествования.МсьеМакс3Именно Эллис обратилась за помощью к знаменитым друзьям своего старого знакомого: Пабло Пикассо, а также к поэту Жану Кокто, режиссёру и драматургу Саша Гитри. Эти признанные личности отнеслись к несчастью собрата по разному. Так, Пабло вообще не отреагировал на просьбы. Как сказал о нём режиссёр фильма Габриэль Агийон. «Это был человек, чей гений был соразмерен его эго. Он отнёсся к Жакобу так же, как к своим женщинам и детям; использовал, а затем выбросил, как грязный носок». По сценарию, столь же равнодушными оказались поначалу Кокто и Гитри, но Эллис сумела достучаться до их сердец. Значительно промедлив, они обратились к оккупационным властям, однако их хлопоты запоздали. В марте 1944 года Жакоб умер в Дранси от воспаления лёгких.МсьеМакс2Таков рассказанный с экрана сюжет. Говоря о своей киноленте Агийон отметил: «Мы не должны забывать, что тогда Франция сотрудничала с нацистами. Макс Жакоб был евреем и страдал как раз в тот период, когда люди хотели только одного – остаться в живых. В те дни большинство – от папы римского до людей с улицы – боялись и потому были безразличны друг к другу, что имело трагические последствия. Только этим я могу объяснить тогдашнее безмолвие, безразличие к Холокосту, к евреям или к гению поэта. Своим безразличием все его друзья в той или иной степени помогали нацистам. Они могли бы спасти Жакоба, но не сделали этого». Критики единодушно отмечают глубокое исполнение главной роли Актёром Жаном-Клодом Бриали (1933 — 2007), для которого эта работа оказалась последней. (Вполне вероятно его пригласили по причине его нетрадиционной сексуальной ориентации). В остальном фильм не вызвал особого резонанса. Один из зрителей в англоязычном сайте дал ему следующую оценку. «Эта реальная и эмоциональная история вызвала к жизни почти документальную драму в мелодраматических тонах. Вместо трагической дилеммы с которой жил реальный Жакоб в последние годы жизни нам рассказывают об усилиях по его спасению предпринятых женщиной, с которой он подружился в детстве. При этом пострадала не только фигура главного героя, но и образы других исторических персонажей, таких как Пикассо или Кокто. Им также не хватает глубины и их характеры обрисованы на основе слишком популярной и всем известной информации. Конечно интересно увидеть пронзительное исполнение Жан-Клодом Бриали его последней роли, но Макс Жакоб заслуживает гораздо большего нежели подобная мелодрама». Хотя, может быть, фильм создан как подтверждение популярного афоризма Жакоба: “Моя жизнь – танго, мое сердце – мелодрама». (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.