Сын Саула (Венгрия, 2015) Режиссёр Л. Немеш

Длительность 107 минут
СынШ1Удачный, дебют в полнометражном кино Ласло Немеша. Перед нами Аушвиц 1944 года. Венгерский еврей из зондеркоманды Саул Аусландер (Геза Рёриг) один из тех, кто загоняет заключённых в газовую камеру, после чего сжигает трупы и прах сбрасывает в речку. Его постоянно мучают угрызения совести, но страх и желание выжить выше моральных принципов. Однажды главный персонаж обнаружил после казни подростка, который еще дышал. Спасти его не удалось ибо находящийся рядом охранник добил несчастного. Тем не мене Саул объявил товарищам по несчастью, что это тело его сына и он желает устроить ему традиционные похороны. Мужчина скрыл труп юноши от кремации, после чего начал разыскивать в лагере раввина могущего прочесть кадиш — заупокойную иудейскую молитву. Каждый из этих поступков в условиях концлагеря с его отсутствием свободы передвижения и жесточайшей регламентацией был смертельно опасен, тем не менее Аусландер и не думал отступать от задуманного. Похоже, погибший юноша вовсе не сын Саула; перед нами пробуждение совести доведённого до отчаяния заключённого. Возможно, это героическая попытка главного персонажа проявить человечность без надежды на воздаяние, с единственным стремлением хоть немного искупить собственные грехи и достойно умереть.

По сюжету Ауслендер вовлекается в движение сопротивления и начинает помогать его участникам. Тем временем, по отдельным репликам становится ясно, что администрация Аушвица готовило уничтожение зондеркоманды заключённых. Единственным спасением для них осталось восстание. Саул примкнул к заговорщикам, однако его мотив столь же неожидан, как и все его предыдущие действия. Он решает вынести с собой на волю тело «сына» похоронить его на воле по-еврейски, другими словами по-человечески.
Фильм снят достаточно своеобразно. Камера оператора Матьяша Эрдея непрерывно следует за главным персонажем, словно она его второе я. Главный персонаж всё время находится в фокусе, в то же время идущие рядом расстрелы, горы трупов после расправ, зачистки газовой камерой как бы «размазаны». Такая расфокусировка в сочетании с длинными кадрами, нечастыми монтажными склейками и частыми крупными планами Ауслендера создает ощущение, что мы смотрим на все события глазами центрального героя. В то же время, мы зачастую «прочитываем» степень ужаса не по картинам массового уничтожения людей а по выражению лица Саула. Реалистичность трагедии подчёркивается отсутствием музыкального сопровождения. Фоном для кошмара стали гул военной техники, выстрелы, крики обреченных людей, громкие приказы на немецком языке. В целом впечатляюще показана атмосфера беспомощности одинокой личности в этом аду бесчеловечности и степень мужества, необходимая для его духовного сопротивления. Как справедливо отмечено в одной из рецензий «Это такое кино о Холокосте, которого не было в мировом кинематографе и которое удивит многих». Другой критик отметил: «В отличие от множества других фильмов о Холокосте, здесь нет ни спасителя, ни героя, который приходит на помощь. Есть только жертвы блокированные в зоне убийства». «Сын Саула» отмечен почти 20-ю различными премиями. В том числе он удостоен четырех призов Каннского киносмотра и получил «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кстати, родственная тема поднимается в фильме «Серая зона» (см каталог) но там она выражена менее ярко. (аннотация составлена после просмотра оригинальной версии фильма с английскими субтитрами)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.