Ассизское подполье ( США-Италия, 1985) Сценарист и режиссёр А. Рамати

Длительность 115 минут
Ассизское П1Известен также под названием «Подполье в Ассизи» и основан на реальных фактах. Действие ленты начинается в небольшом итальянском городке 10 сентября 1943 года, когда местные жители находят труп человека с вырезанной на нём звездой Давида. К этому времени режим Муссолини уже пал; с юга в страну высадились войска союзников, а две трети территории оккупировали гитлеровцы. До Апеннинского полуострова докатился Холокост. Итальянцы отнеслись к массовым репрессиям против евреев по-разному — большинство попросту испугалось, но кто-то мужественно начал помогать преследуемым. В Ассизи борьбу за спасение гонимых возглавил местный католический епископ монсиньор Джузеппе Николини (Джеймс Мэзон), а реальным исполнителем его поручений стал молодой энергичный священник Руфино Никаччи (Бен Кросс). Однако их попытки найти союзников среди прелатов других областей успеха не имела. Когда, в ноябре 1943-го Никаччи отправился за помощью во Флоренцию, тамошний кардинал однозначно отказал в поддержке, испугавшись репрессий со стороны немецких агрессоров. К этому времени борцы Сопотивления в Ассизи действовали на свой страх и риск, ибо аресты уже начались. Несколько сот иудеев успели спрятать в монастырях: мужских и женских.

Последние стали даже более надёжным убежищем, так как нацисты и их итальянские пособники по понятным соображениям не проводили там тщательных обысков. Быстро было организовано производство поддельных паспортов с безопасными именами и фамилиями. Однако, продвижение англо-американских частей на север Аппенин шло медленно и евреев пришлось укрывать на протяжении многих месяцев, что не только требовало дополнительных запасов продовольствия, но и усиливало риск провала. Вдобавок, в городке появился новый комендант оккупантов — полковник Мюллер (Максимиллиан Шелл) — человек умный, внешне не чуждый уважения к итальянской культуре, однако при этом рьяный нацист и антисемит. Поэтому в 1944-м возник план — под видом итальянских крестьян перебросить большую группу обречённых в более безопасное место…

Просмотр значительной части оригинальной версии показывает её достоинства и недостатки. К первым относятся съёмки в Италии, обеспечивающие правдоподобие показанного материала. Неизвестно насколько точно воспроизводится на экране история, но зритель видит полное доверие евреев к католикам. Оно настолько велико, что местный раввин передаёт на сохранение Николини святая святых — Свиток Торы из местной синагоги. Привлекает целый ряд колоритных деталей, таких как празднование укрывшимися в женском монастыре Рош а—Шана — еврейского нового года. В этом ряду же и разучивание молитвы «Патер ностер» — «Отче наш», на случай проверки мнимых католиков на истинность веры. К недостаткам относится даже не спокойное, а чересчур объективистское, более похожее на репортаж изложение событий. Глядя на происходящее на экране почти везде невозможно представить себе ни страх преследуемых, ни эмоциональное напряжение героев-священников, для которых укрытие евреев было смертельно опасным занятием. Перед нами обыденность и не более того, поэтому не виден масштаб личностей служителей католической церкви нашедших в себе силы противостоять гитлеровской военно-репрессивной машине. Именно поэтому ровная работа Алессандро Рамати не стала явлением и была быстро забыта. Материал для иллюстрации Холокоста и противостояния ему в Италии. (отзыв составлен после просмотра 87-минутного отрывка из оригинальной версии фильма)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.