Длительность 86 минут
Да, да, читатель правильно догадался. Постановщик когда-то знаменитых мюзиклов «Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора», «Ослиная шкура» обратился после них к знаменитому средневековому сюжету, принадлежащему немецкой народной традиции. Сценарий соединил в себе различные фольклорные (и не только) мотивы, а действие в нём привязано к 1349 году — времени, когда в Европе свирепствовала «черная смерть». Так что борьба с крысами — переносчиками заразы — получила дополнительное обоснование. Итак, направляющиеся в Гамельн бродячие комедианты встречают в лесу таинственного флейтиста, извлекающего из своего инструмента чарующие звуки. Вскоре они прибывают в город, отгородившийся от всего мира сорокадневным карантином. Жители находятся в страхе, уже слегла дочь бургомистра Лиза и первая мысль окружающих — появилась страшная гостья. На этом фоне и развёртываются известные каждому культурному человеку события легенды обречённые в форму притчи о наказании за вероломство и жадность и о необходимости соблюдать взятые на себя властью обязательства. В целом Жак Деми сделал хорошую постановку, но не внёс в неё ничего принципиально нового по сравнению с предыдущими работами.
Вдобавок и музыка Донована, местами достаточно мелодичная, в целом не впечатляет. Поэтому фильм не стал явлением и вполне заслуженно забыт, но нас в этой истории заинтересовал неожиданный творческий для нового варианта популярной истории сюжетный поворот. Дело в том, что один из персонажей кинокартины Мелиус (Майкл Хордерн) — еврей, хотя и с каким-то непонятным именем.По сценарию он — городской алхимик (считай чернокнижник) и лекарь. Назначение на эту должность иудея, знающегося по мнению католиков с нечистой силой, вполне оправдано. Его достижения всегда можно было использовать, а, в случае неудачи, он оказывался идеальным козлом отпущения. До какого-то момента его не трогали. В своей лаборатории (см кадр выше) учёный трудился над извлечением философского камня. Лечил людей, хотя священники относились к нему враждебно: «Принять лекарство от еврея, всё-равно, что заключить сделку с Люцифером». Первый обратил внимание на способность флейтиста подчинять всех своей музыке и он же забил тревогу когда грызуны появились на улицах и стали проникать в дома. Но именно его обвинили в еретическом мнении, что чума не является наказанием свыше, а распространяется крысами. Поэтому несогласного с господствующим мнением церкви предали суду инквизиции, где потребовали раскаяния и отказа от веры предков. Мелиус, который держался с большим достоинством, отказался, за это его сожгли на костре. Так в жанр мюзикла проникла правдивая трагическая история о талантливом еврее, ставшем в средние века, подобно тысячам и тысячам наших соплеменников жертвой христианской нетерпимости и религиозных предрассудков.
Занятное старое кино.
Фигура еврея хорошо подчёркивает драматизм положения семитов в европейском средневековье.