Длительность 238 минут (4 х 60)
Беллетризованная экранизация первой половины фундаментального исследования известного американского журналиста Уильяма Ширера (1904 — 1985) «Взлёт и падение Третьего рейха». Кстати, в русских сайтах почему-то сериал именно так и обозвали, хотя содержание фильма охватывает только 1934 — 1940 годы. Именно в этот период, главный герой (Сэм Уотерстоун) представлял американскую прессу в Берлине. Он своими глазами видел укрепление фашистского режима, разгул СС и усиление репрессий против инакомыслящих: верующих, социалистов, коммунистов. Присутствовал на ежегодных слётах нацистов в Нюрнберге, наблюдал за поведением Гитлера и его окружения. В дальнейшем стал свидетелем международной экспансии Третьего рейха: был очевидцем аншлюсса Австрии, поражения Польши, разгрома и капитуляции Франции. Геббельсовское министерство пропаганды уже с середины 1930-х ввело свирепую цензуру для иностранной прессы. У неугодных репортёров производили внезапные обыски на дому, с изъятием текстов, их лишали аккредитации и даже высылали на родину. В ленте показывается сколько настойчивости и хитрости приходилось прикладывать Биллу для получения достоверной информации. В фильме, естественно, отражена и еврейская тема.
Ярче всего она проявилась в проходящей пунктиром истории верхних соседей Ширера и его жены Тэсс — Шнайдеров. Семейство включало художника и коллекционера Виктора (Петер Витман) его жену Сару (Анжела Чазар) и их троих детей. Позиция Виктора в 1934 году наглядно отражала наивность значительной части наших европейских соплеменников. Когда Билл прямо спросил нового знакомого не беспокоит ли того антисемитизм властей, тот ответил: «Я еврей, но немецкий еврей. Моя семья жила здесь множество поколений. В университете меня уважают, я в безопасности». «Вы уверены?» — усомнилась Тэсс и услышала «Нельзя ни в чём быть уверенным, но я же не стою в церкви, не произношу речей против Гитлера, какой он засранец и тому подобное. Так что мне нечего бояться, я не нужен СС». Ошибочность такой точки зрения стала ясной при следующей показанной встрече персонажей. Она случилась в 1936-м, уже после введения Нюрнбергских антисемитских законов. Виктора вышвырнули из ВУЗа, забрали в полицию, где допрашивали и били 16 часов. Оказывается некто свыше положил глаз на его живописную коллекцию и, так как Шнайдер отказался подписать «дарственную», его выпустили, но пообещали разгромить квартиру. Ширер буквально за несколько минут до появления гестаповцев привел к себе Сару и детей, иначе судьбу их страшно было бы себе представить. Налётчики разнесли у соседей сверху всё и вывезли в неизвестном направлении полотна Кокошки, Кандинского, Матисса, прочую «упадническую живопись». Некоторые картины из собрания приятеля-еврея Билл увидел позднее в доме-дворце Геринга. Этот великий «покровитель искусств» с честным видом сообщил американскому журналисту, что представленные здесь произведения ему, якобы, достались от тётушки. А семья Шнайдеров достаточно длительное время скрывалась в квартире главного персонажа, пока он с большими трудностями не добыл ей американские визы и не организовал её выезд за океан.
В целом очень качественная и содержательная работа. Её можно найти на торрентах с приличным русским переводом. Желающие могут прочесть в интернете и книгу Ширера целиком.