Экспериментатор (США, 2015) Сценарист и режиссёр М. Алмерейда

Длительность 98 минут
%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%821Любопытный байопик посвящённый деятельности и жизненной позиции нашего соплеменника известного американского психолога  Стэнли Мильгрэма (1933 – 1984). Вспоминая в фильме о себе и родителях, он говорил: «Я родился в Бронксе. Отец из Венгрии, мать румынка – еврейские беженцы. Им повезло в детстве переехать в США, завести семью в Нью-Йорке и избежать концлагерей и смерти, подобно миллионам евреев Восточной Европы. Это и подвигло меня изучать подчинение. Я искал ответ на терзавшие меня вопросы: как образованные люди идут на бесчеловечные и жестокие поступки? Как геноцид претворился в жизнь столь естественно и органично? И как виновники этих зверств могут с этим жить?» Нравственное потрясение, вызванное Холокостом, предопределило сферу научных интересов Мильгрэма. В начале 1960-х он провел в Йельском университете несколько серий выдающихся и очень подробно показанных на экране экспериментов. (Их материалы легли в основу его самой знаменитой монографии «Подчинение авторитету»). В ней был раскрыт механизм порабощения личности политическому режиму, подавления им самостоятельного мышления и нравственных установок личности. В таком состоянии отдельный человек способен причинить боль незнакомым людям, ибо так нужно власти. 
После завершения работы психолог был потрясён тем, в каких опасных пределах можно манипулировать сознанием отдельной личности. Он установил, что внедряемое свыше насилие становится нормой и распространяется на целые социальные и этнические группы населения: «Результаты ужасают и удручают. Выходит, что люди, взращённые американским обществом, не способны защитить его граждан от жестокости и негуманного отношения, стоит лишь убедительно их об этом попросить«. И этот вывод сделан в стране, считавшейся оплотом демократии! А что же тогда было говорить о нацистах, оболванивших пропагандой подавляющую часть населения Германии и сделавших нормой массовое уничтожение неугодных лиц разных национальностей и политических взглядов. Более того, как показано на примере палача евреев Эйхмана, алгоритм подчинения власти позволял реальным преступникам отводить себе роль простых исполнителей приказов и, тем самым, снимать с себя моральную ответственность за страшные злодеяния. В Америке многие коллеги Мильгрэма первоначально сочли его эксперименты провокационными, а ряд журналистов того времени попросту переврали всё, что могли. Но, как показывает фильм, психолог во всех случаях вел себя с большим достоинством, убедительно доказывая обоснованность и актуальность своего научного поиска. Можно лишь догадываться каких нервных затрат это ему стоило…%d1%8d%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%822Ни сам Стэнли ни его жена Саша (Вайнона Райдер) не скрывали свою национальность, хотя здесь проскочила одна досадная неточность, связанная с незнанием авторами ленты иврита. Дважды они предлагают нам поверить, что мильгрэм в переводе с древнего языка — гранат. Но этот плод на иврите устойчиво называется римон и других вариантов ни в одном словаре не обнаружено.

Первый байопик, посящённый жизни и творчеству Стэнли Мильгрэма сделан режиссёром Майклом Альмерейда совершенно не в духе голливудского мэйнстрима, с использованием приемов авторского кинематографа. Линейное изложение событий часто нарушается. Очень убедительный в образе Питер Сарсгаард часто обращается с экрана непосредственно к зрителям, озвучивая цитаты и фрагменты из работ своего героя, давая характеристики отдельным персонажам и даже оценивая собственную смерть от пятого инфаркта. Показательна заключительная тирада «Вы можете назвать нас марионетками. Но я убеждён, что мы марионетки здравомыслящие, осведомлённые. Иногда мы можем разглядеть нити. И, возможно, наша осведомлённость и есть первый шаг к свободе» Однако, при насыщенности интересной информацией ленте не хватает художественной выразительности, динамики. Скорее всего, именно поэтому лента не получила широкого распространения и привлекла внимание только критиков, психологов и тонкой прослойки думающего зрителя. %d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%823Кстати, здесь же впервые на экране появился в одном из эпизодов ещё один наш соплеменник — польский еврей, коллега главного героя и его научный руководитель по докторской диссертации — Соломон Аш (Нед Айзенберг). Упоминается его наиболее известная работа «Воздействие группового давления на изменения и искажения суждений». Тем не менее, несмотря на известную общность тем исследований, оба учёных показаны абсолютно различными по взглядам и спорившими между собой личностями. Его характеристика в киноленте из уст Мильгрэма звучит так: «Работа с Ашем была для меня мучением. Принстон, бюрократия, казённая надменность. (…) Я полагал, он сведёт меня с ведущими мыслителями современности. Не свёл. Я полагал, он выразит мне благодарность в книге о подчинении, которую я помогал ему писать. Он её не дописал. Это как пить из стакана с дырявым дном. Не успеешь напиться – вода уходит» В целом фильм представляет собой любопытный материал о самореализации евреев в мультикультурной среде США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.