Длительность 98 минут
Любопытный байопик посвящённый деятельности и жизненной позиции нашего соплеменника известного американского психолога Стэнли Мильгрэма (1933 – 1984). Вспоминая в фильме о себе и родителях, он говорил: «Я родился в Бронксе. Отец из Венгрии, мать румынка – еврейские беженцы. Им повезло в детстве переехать в США, завести семью в Нью-Йорке и избежать концлагерей и смерти, подобно миллионам евреев Восточной Европы. Это и подвигло меня изучать подчинение. Я искал ответ на терзавшие меня вопросы: как образованные люди идут на бесчеловечные и жестокие поступки? Как геноцид претворился в жизнь столь естественно и органично? И как виновники этих зверств могут с этим жить?» Нравственное потрясение, вызванное Холокостом, предопределило сферу научных интересов Мильгрэма. В начале 1960-х он провел в Йельском университете несколько серий выдающихся и очень подробно показанных на экране экспериментов. (Их материалы легли в основу его самой знаменитой монографии «Подчинение авторитету»). В ней был раскрыт механизм порабощения личности политическому режиму, подавления им самостоятельного мышления и нравственных установок личности. В таком состоянии отдельный человек способен причинить боль незнакомым людям, ибо так нужно власти.
После завершения работы психолог был потрясён тем, в каких опасных пределах можно манипулировать сознанием отдельной личности. Он установил, что внедряемое свыше насилие становится нормой и распространяется на целые социальные и этнические группы населения: «Результаты ужасают и удручают. Выходит, что люди, взращённые американским обществом, не способны защитить его граждан от жестокости и негуманного отношения, стоит лишь убедительно их об этом попросить«. И этот вывод сделан в стране, считавшейся оплотом демократии! А что же тогда было говорить о нацистах, оболванивших пропагандой подавляющую часть населения Германии и сделавших нормой массовое уничтожение неугодных лиц разных национальностей и политических взглядов. Более того, как показано на примере палача евреев Эйхмана, алгоритм подчинения власти позволял реальным преступникам отводить себе роль простых исполнителей приказов и, тем самым, снимать с себя моральную ответственность за страшные злодеяния. В Америке многие коллеги Мильгрэма первоначально сочли его эксперименты провокационными, а ряд журналистов того времени попросту переврали всё, что могли. Но, как показывает фильм, психолог во всех случаях вел себя с большим достоинством, убедительно доказывая обоснованность и актуальность своего научного поиска. Можно лишь догадываться каких нервных затрат это ему стоило…Ни сам Стэнли ни его жена Саша (Вайнона Райдер) не скрывали свою национальность, хотя здесь проскочила одна досадная неточность, связанная с незнанием авторами ленты иврита. Дважды они предлагают нам поверить, что мильгрэм в переводе с древнего языка — гранат. Но этот плод на иврите устойчиво называется римон и других вариантов ни в одном словаре не обнаружено.
Первый байопик, посящённый жизни и творчеству Стэнли Мильгрэма сделан режиссёром Майклом Альмерейда совершенно не в духе голливудского мэйнстрима, с использованием приемов авторского кинематографа. Линейное изложение событий часто нарушается. Очень убедительный в образе Питер Сарсгаард часто обращается с экрана непосредственно к зрителям, озвучивая цитаты и фрагменты из работ своего героя, давая характеристики отдельным персонажам и даже оценивая собственную смерть от пятого инфаркта. Показательна заключительная тирада «Вы можете назвать нас марионетками. Но я убеждён, что мы марионетки здравомыслящие, осведомлённые. Иногда мы можем разглядеть нити. И, возможно, наша осведомлённость и есть первый шаг к свободе» Однако, при насыщенности интересной информацией ленте не хватает художественной выразительности, динамики. Скорее всего, именно поэтому лента не получила широкого распространения и привлекла внимание только критиков, психологов и тонкой прослойки думающего зрителя. Кстати, здесь же впервые на экране появился в одном из эпизодов ещё один наш соплеменник — польский еврей, коллега главного героя и его научный руководитель по докторской диссертации — Соломон Аш (Нед Айзенберг). Упоминается его наиболее известная работа «Воздействие группового давления на изменения и искажения суждений». Тем не менее, несмотря на известную общность тем исследований, оба учёных показаны абсолютно различными по взглядам и спорившими между собой личностями. Его характеристика в киноленте из уст Мильгрэма звучит так: «Работа с Ашем была для меня мучением. Принстон, бюрократия, казённая надменность. (…) Я полагал, он сведёт меня с ведущими мыслителями современности. Не свёл. Я полагал, он выразит мне благодарность в книге о подчинении, которую я помогал ему писать. Он её не дописал. Это как пить из стакана с дырявым дном. Не успеешь напиться – вода уходит» В целом фильм представляет собой любопытный материал о самореализации евреев в мультикультурной среде США.