Длительность 106 минут
Экранизация пьесы Михаила Шатрова (1932 — 2010). Летом 1918 года большевики созвали в Москве V съезд Советов советской республики. Их главной целью стало принять Конституцию РСФСР и подвести правовую базу под своё положение. Но их политические союзники с момента Октября – левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой — выступили против. Главной причиной их недовольства стал Брестский мир, заключённый с огромными уступками и ставший по их мнению позором для нового режима. (Подробно борьба вокруг подписания этого документа показана в первой серии отражённой в каталоге киноленты «Штрихи к портрету В.И. Ленина») Левые эсеры попытались отменить договор на съезде, а, когда это не получилось, обвинили большевиков в предательстве дела революции. Преследуя свои интересы, они решили любыми путями сорвать соглашение и спровоцировать возобновление справедливой войны. Исполняя свои решения, они подослали 6 июля убийц, бросивших бомбу в посла Германии в Москве графа Мирбаха. Далее арестовали нескольких лидеров, включая Председателя ВЧК Ф. Дзержинского. В этот же момент в нескольких регионах начались выступления тайных белогвардейских организаций. Над коммунистическим режимом нависла смертельная угроза и ленинцам не оставалось ничего другого, как только бросить все силы на подавление мятежа.
Интересующая нас тематика проявляется в появлении на экране образов евреев – участников обоих лагерей. Прежде всего обратим внимание на фигуру Якова Свердлова (1886 — 1919). Режиссёр пригласил на эту роль Владимира Татосова, увидев его в такой же «должности» в фильме 1967 года «Татьянин день». В отличие от многих лент актёр показал тогдашнего Председателя ЦИК не безликим исполнителем воли вождя, а его деятельным единомышленником, способным оперативно принимать самостоятельные ответственные решения. На его фоне наш соплеменник Владислав Шалевич, как убийца Мирбаха левый эсер Яков Блюмкин выглядит личностью совершенно бесцветной. А ведь по историческим данным был незаурядным авантюристом. Выполняя волю ЦК своей партии этот, можно сказать, 18-летний сопляк изготовил мандат с ложной подписью Дзержинского. Документ от всесильного главы ВЧК открыл убийце личный доступ к немецкому послу и сделал возможным теракт. В дальнейшем он скрылся в поддержавшем мятежников отряде анархистов Попова и далее бежал на Украину. Последующие события, в том числе его переход к большевикам, сотрудничество с Н. Рерихом и дружба с Троцким выходят за рамки киноповествования. В фильме частично отражён и ещё один факт эсеровского восстания – убийство депутата Николая Абельмана (1887 — 1918). По фильму мятежники из отряда Попова отобрали у него автомобиль, а когда он начал предъявлять претензии попросту его застрелили. Как утверждают другие источники повстанцы сначала глумились над ним с криками «жид, жид, бей его» и только после этого прикончили. Этот факт показывает, что среди левых эсеров были и антисемиты, однако на экране подобное явление отражения не получило, скорее всего по цензурным соображениям.В своё время лента получила хорошую официальную прессу и удостоена нескольких наград. Её хвалили за сочетание высокого художественного уровня с исторической точностью. Впрочем, успех фильма не способствовал дальнейшей карьере нашего соплеменника режиссёра Юлия Карасика творчество которого вступило в полосу затяжного кризиса.