Длительность 105 минут
Экранизация пьесы Л. Шейнина и братьев Тур «Очная ставка». Шпионский детектив действие которого происходит в Москве конца 1930-х. Конструктор Кочин, без разрешения взял домой с военного завода чертежи своего самолёта. Он преследовал благую цель: быстро внести в них исправления по результатам последних лётных испытаний. Завербованный иностранной разведкой, начальник отдела Мурзин не запретил инженеру взять чертежи, но сообщил об этом факте резиденту Тривошу. Тот, с помощью зависимой от него Ксении Лебедевой, проник в комнату Кочина и сфотографировал ценные документы. Передача шпионом шифровки о срочной переправке фотографий чертежей за рубеж произошла в пошивочной мастерской, избранной агентами местом встреч. Однако сверхсекретное сообщение выпало из кармана Мурзина и осталось лежать на полу. Подобрав и случайно поставив на чистый листок горячий утюг, портной Гуревич обнаружил проявившиеся на нём непонятные знаки. Сложив два и два бдительный гражданин, отнёс непонятное сообщение в органы НКВД. Там его расшифровали, и следователь Ларцев пошёл по следам преступников… Наивные происки шпионов и их крах зритель может найти, посмотрев фильм в интернете.
Нас же в этой истории интересуют появляющийся на 31 минуте портной Абрам Самуилович Гуревич (Борис Петкер) и его жена Ида (Фаина Раневская). Прекрасным актёрам приходиться создавать образы своих персонажей на очень скудном материале. Преуспевающий в столице еврейский портной показан типичным советским гражданином, в котором от национальности остался разве что акцент. Распевает «Катюшу» и, обнаружив подозрительный документ, сразу же решает отнести его в «компетентные органы». Незаурядная Раневская колоритно показывает нам типично еврейскую жену, хозяйственную, заботливую и, вместе с тем, очень внимательную. Ни один поступок мужа от неё не ускользает. Когда Абрам ночью собрался относить в НКВД шифровку, осторожная Ида спрашивает: «Абрам, зачем ты суёшься не в своё дело». Тот отвечает «А я понимаю, их дело – это моё дело». Ида, подумав чуть позже констатирует: «А ведь Абрам прав». Чета Гуревичей начинает сотрудничать с советской разведкой и помогает выявить и задержать вражеских агентов. Их арест происходит как раз в пошивочной мастерской. В настоящее время лента вызывает чисто исторический интерес. Из неё понятно, что в конце 1930-х, когда до борьбы с космополитизмом и сионизмом оставалось ещё почти десятилетие, советской пропаганде выгодно было изобразить евреев не врагами, а убеждёнными слугами и помощниками коммунистического режима. (Ида: «Скажите в какой другой стране, при какой власти, сын еврейского бедняка из местечка может стать полковником»). Подобное толкование встречается и в других лентах того времени (пример, отмеченный в каталоге «Великий гражданин») Материал для понимания особенностей использования интересующей нас темы в советском кино.