Длительность 129 минут
Впервые после своего режиссёрского дебюта «Любовь» (1991) Валерий Тодоровский серьёзно коснулся еврейской темы. На экране Одесса, лета 1970-го года, когда весь юг СССР охватили вспышки холеры. Центральные СМИ молчали об этой беде, но местные власти закрыли город на карантин. Аэропорт, вокзал и автовокзал взяли под контроль войска; въезд и выезд полностью заблокировали. Недостаток информации порождал самые фантастические слухи и волнения среди жителей, курортников, командировочных. Преуспевающий репортёр — международник Борис застрял на юге с внуком у родителей жены. Он хотел выбраться в Москву, где его ожидало престижное назначение спецкором «Известий» в Бонн. Карантин разрушал все планы и ему пришлось просить содействия у коллег-журналистов. С помощью друзей и жены Борису удалось добиться направления в гигантский санпропускник на борту знаменитого теплохода «Абхазия». Получившие туда пропуск 5 дней жили там, сдавали анализы, находились под наблюдением врачей. Только после «отсидки» и заключительного медосмотра они получали драгоценную справку дающую возможность выехать в Москву. Но ещё до этого Борис стал свидетелем и участником неожиданных событий в еврейской семье Давыдовых.
Его тесть и тёща Григорий Иосифович и Раиса Ировна (Леонид Ярмольник и Ирина Розанова) – наши обрусевшие соплеменники, насквозь пропитались штампами советской пропаганды. Сталкиваясь с юдофобией на разных уровнях, они привыкли к ней и терпели её как неизбежное зло. Но их три дочери по-разному относились к своей «пятой графе». Старшая Лора (Ксения Раппопорт) поменяла национальность в паспорте, стала Раисой Григорьевной Стариковой. Жена русского по происхождению композитора, она наивно надеясь, что её иудейскую внешность перестанут замечать, но получила вполне резонное возражение: «бьют не по паспорту, бьют по физиономии». Вторая — Алла удачно вышла замуж за Бориса и стала вполне довольной столичной жительницей. Возмутительницей спокойствия оказалась младшая дочь Мира (Евгения Брик). Она сообщила родным о своём решении совершить алию в Израиль с мужем-соплеменником Ариком (Владимир Кошевой). Главный мотив женщины — протест против постоянного антисемитизма и надежда: «В кои-то веки меня там никто не обзовёт жидовкой» Одновременно её супруг признался, что уже полгода изучает иврит. Эти новости, озвученные за общим столом (35 – 45 минута действия) произвели впечатление разорвавшейся бомбы.Первым стал в позу верноподданного гражданина СССР Григорий Иосифович. «У нас всё по-другому (…) У нас нет евреев. (…) Да, я не еврей (…) я русский, по крайней мере, я советский». Позже он объяснил свой позицию арестом и репрессиями конца 1930-х. И, хотя в ту кровавую годину его отпустили домой всего через два месяца «отсидки», старик с того времени смертельно боялся НКВД. Пытаясь уберечь себя и жену от неизбежных «санкций» властей, он обвинил чадо в измене, в продаже родины, заявил, что не желает видеть сионистов в своём доме. Его поддержал Борис, для которого наличие политически неблагонадёжных родственников ставило крест на дальнейшей карьере. Со страху Григорий Иосифович отправился в КГБ и просил тамошних чиновников провести воспитательную работу с Мирой и Ариком. Позицию главы семьи изменил конфликт с женой, проявившей мужество и поддержавшей детей. На чистом идише, применяемом только старшим поколением, она объяснила супругу всю низость его поведения и выставила мужа из дому. Раскаявшись и осознав свой страх, Давыдов-старший согласился дать дочери разрешение на выезд… В этой истории как в капле воды отразилась драма не только одной семьи, но всего советского еврейства, теряющего своё национальное своеобразие под жесточайшим идеологическим прессом.
В дальнейшем сюжет с эмиграцией в Израиль завис и не получил завершения, возможно потому, что между Мирой и Ариком выявились серьёзные межличностные противоречия. На первый план вышли иные конфликты и персонажи… Режиссёр отнюдь не ставил в центр сюжета политические сложности выезда евреев на историческую родину. В пресс-конференции посвящённой показу «Одессы» на фестивале «Кинотавр» Тодоровский охарактеризовал ленту как попытку показать советские реалии в критическую для власти и рядовых людей ситуацию. Составной частью этой атмосферы и стало отношение режима и пропаганды к алие на историческую родину. Лента сделана в стиле ретро. Её действие развивается неторопливо, давая зрителю возможность присмотреться к личности каждого персонажа. Добротная режиссура и хороший состав исполнителей.