Длительность 330 минут (8 серий)
Средний по качеству сериал из эпохи Великой Отечественной. Действие происходит в 1942-43 годах. Курсант Саратовского танкового училища Василий Русаков (Константин Белошапка) познакомится и влюбился с первого взгляда в симпатичную будущую медсестру Марию Мальцеву (Ангелина Стречина). Однако, назначенное им свидание не состоялось – ушедший в самовольную отлучку курсант был задержан патрулём, а затем их выпуск срочно отправили на фронт. Потеряв из виду возлюбленного, главная героиня приняла предложение лётчика капитана Дмитрия Ишкова и вышла за него замуж. Её супруг вскоре погиб на в районе Ладоги, а у Маши пошли служба в военных госпиталях, беременность, рождение ребёнка, возвращение на фронт… Неожиданные повороты военной жизни то сводили, то разводили главных персонажей, но все перипетии сюжета зритель может увидеть сам. Нас же, как обычно, интересует воплощение еврейской темы, сосредоточенное во 2-й части. Тут зрителя ожидает кое-что интересное; создатели фильма решили показать на примере лейтенанта Льва Бронштейна (Арсений Семёнов) типичную психологию необстрелянных солдат, независимо от их «пятой графы».
Конечно, национальность танкиста побуждала кое-кого вспомнить всем известные стереотипы и потому вызывало повышенный интерес к новобранцу. Пример тому — его первый разговор с едущими в различные части бойцами.
Солдат: Лёва, вот ты мне скажи, ты ж еврей?
Лева: Ну и дальше что?
Солдат: Да ничего, просто как тебя угораздило в танкисты попасть? Ну ладно, музыкант. Стоматолог. Или кто там, врач?. Это я понимаю. Штабной какой-нибудь – тоже понимаю. Но чтоб в строевые, на фронт. Я твоего брата что-то не встречал. Мне всё-таки любопытно, Лева. Что ты пошёл в танкисты?
Лева: Наш народ любит работать. И любит труд. И любит работу и труд увезти с собой. Но тут военкомат, понимаешь?
Далее разговор ушёл в сторону. По не слишком конкретной реакции Бронштейна получается, что, если бы не военкомат, он никогда не попал бы в бронетанковые части. Всё понятно; для любого призывника приказ — это закон; куда послали, там и служи, получай нужную Красной армии специальность. А дальше – дорога на передовую. И по мере приближения первого боя Лев начал всё больше трусить, хотя и стыдился своего чувства. На помощь пришла «аидише коп» в которой родился разумный, вполне безопасный способ подзадержаться в тылу. Вот только в суть манипуляций подчинённого вник бывалый солдат батальонный командир Хрустов. Вот их диалог.
Хрустов: Слышал у тебя танк на ладан дышит.
Бронштейн: Есть такое дело. Брак один.
Хрустов: Ну а если завтра приказ в бой – что будем делать?
Бронштейн: Мне ремонт нужен. У меня стартер чихает, водяная помпа работает через раз. Выхлоп такой, что хуже, чем от кочегарки. Ещё и прицел разболтан.
Хрустов: (…) Хватит мне эти сиротские песни петь. Знаю, что ты со всех танков брак снял и себе установил. А это трибунал Бронштейн. Это – диверсия.
Бронштейн: Разрешите не согласиться товарищ майор. Это не диверсия, а только польза. (…) Мы получили 10 новых танков. На каждом из них был какой-то брак, который в любой момент мог вывести машину из строя. Я собрал весь брак на своём танке. Сейчас вы имеете 9 танков на ходу и в полной боевой готовности. Стало быть, от этого только польза.
Хрустов: (помолчав) Вот умеете вы, евреи, всё с ног на голову поставить. Я знаю почему ты это сделал. Но сейчас страшно всем, не только тебе Лёва. Вообщем так, составь список всех поломок. И начпотеху, срочно. А, если ещё раз это повториться, то, Бронштейн – трибунал.
Вовремя высказанное командиром предупреждение, а возможно поведение товарищей помогло еврею-танкисту преодолеть страх. Он доказал это вскоре, когда позиции части оказались с трёх сторон охвачены фашистами и батальону нужно было оторваться от наседавших на него гитлеровцев. Вот в этот критический момент лейтенант Бронштейн со своим экипажем вызвался прикрывать отступление однополчан, хотя это грозило ему верной смертью. Но он на это пошёл. Заняв удобную для обороны позицию его танк сдерживал наступление противника сколько мог. Герои погибли, однако батальон благополучно вырвался из клещей гитлеровцев. Еврея посмертно представили к званию Героя Советского Союза, но зритель так и не узнал дали ли ему эту награду.
Мне понравилось. «Крепкая броня» — кино о совсем молодых ребятах. Тех, кому бы ещё жить да жить, Но им предстояло вывести свои танки на Курскую дугу, где ценой победы над врагом могла стать их собственная жизнь.