Царь царей (США, 1961) Режиссёр Н. Рей

Длительность 171 минута
%d1%86%d0%b0%d1%80%d1%8c%d1%861Классический пример христианской агитки о жизни Иисуса, сделанной в господствовавших на экране до 1970-х традиций. В фильмах того периода подчёркивалось общечеловеческое звучание его учения, а национальная принадлежность главного персонажа и его окружения старательно затушёвывались. Слово еврей не использовалось, да и про иудеев вспоминали считанное число раз. Историческая обстановка воспроизводилась в отвлечённо восточном стиле, чтобы христианские зрители (упаси Б-г) не вспомнили из какого народа произошёл их мессия. К этому добавлялось желание создателей эпических религиозных блокбастеров вставить в евангельские сюжеты занимательную отсебятинку. В результате получался дикий винегрет из правды и вымысла. Впрочем, про истину волей-неволей приходилось вспоминать. Об этом напоминает бегло показанный захват Иудеи Римом, подробно обрисованное насилие оккупантов и грабёж местного населения. Вполне реальной выглядит продажность верхушки богатеев, во главе с Иродом Антиппой (Фрэнк Тринг) работавших на прокуратора Понтия Пилата (Херд Хэтфилд). Бесконечными поборами и  частыми репрессиями порождалась стойкая ненависть иудеев к захватчикам. Вместе с тем, откровенным враньём является поднятие на щит уголовника Варравы (Гарри Гуардино), превращённого в борца за независимость.

Понятно, когда проходимец такого рода организует мелкую шайку сообщников. Но превращать его в лидера, собравшего десятитысячную повстанческую армию — это уже перебор. Тем не менее авторы фильма сделали одним из главных эпизодов действия мифическое крупное восстание в Иерусалиме и его кровавое подавление. Второй и центральной по смыслу точкой действия (14 минут) стал показ Нагорной проповеди. Выделение двух этих двух фрагментов не случайно; они максимально выражают конфликт основных путей борьбы с римлянами: оружием или мирным словом. Какая из форм гуманнее и потому должна победить читателю понятно. Любой желающий может сам посмотреть фильм в интернете и вынести своё суждение. Лента, хотя и порядком устарела, сделана очень живописно, по-старомодному, неторопливо, временами воспринимается неплохо. Предлагает свои варианты понимания некоторых популярных сюжетов, таких как о Варраве и Саломее (ленты о них с иными толкованиями см в каталоге). Образ Иуды при этом оттеснён на второй план. Зрителям интересующимся отражением в кино еврейской темы тратить почти три часа на это полотно не стоит. Добавим, с 1970-х показ жизни нашего народа в начале новой эры стал носить более реалистичный характер (пример в каталоге – «Иисус из Назарета» Ф. Дзефирелли)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.