Дау (Украина-Россия-Германия-Швеция, 2019) Основной режиссёр И. Хржановский

Длительность 700 минут (14 частей)
kinopoisk.ruГрандиозный проект озаглавленный прозвищем великого физика и Нобелевского лауреата, российского ассимилированного еврея Льва Давидовича Ландау (1908 — 1968). Однако, после частичного знакомства, автор не обнаружил в фильме черты байопика посвящённого гению или раскрытие нужной для нас темы. Его авторы реализовали совершенно иной монументальный замысел. Судя по источникам, первые наброски текста замысла сделаны в 2005 году, на основе мемуаров жены учёного и архивных документов. Чёткого сценария в тот момент не появилось и многие детали работы до сих пор хранятся в тайне. Специально для фильма в Харькове воздвигли гигантские декорации, некоего абстрактного института, больше напоминающие зловещий символ СССР. Съёмки внутри и около строения велись с 2008 по 20011. Как утверждают журналисты, в них участвовали немногочисленные приглашённые актёры и масса подходящих по типажу непрофессионалов. Они по нескольку месяцев жили в обстановке 1930 – 50-х годов. Им приказывалось пользоваться предметами той эпохи, носить старую одежду и изъясняться тогдашним языком. Такими диктаторскими методами был воссоздан быт советской тоталитарной системы и сделан особый упор на его материальное, речевое и духовное убожество. 

Камеры постоянно фиксировали это реалити-шоу, а режиссура подчёркивала элементы  насилия (в том числе сексуального) и ненормативную лексику. После завершения съёмок. несколько лет вёлся монтаж, дабы уложить набранный материал в некую концепцию из 14 серий. Для её обоснования привлекались деятели различных областей культуры. Сюжеты большинства частей в источниках описываются коротко, но, похоже, «правды жизни» («чернухи») там выше крыши. Очевидно Хржановский, чья юность пришлась на закат советского строя, свел счёты с тоталитарным режимом. При этом сам Ландау, которого воплотил дирижёр Теодор Курензис – не центральный персонаж, а повод для выражения позиции режиссера, мазок на полотне, пешка в шахматной партии. Откликов кого-либо из ведущих участников творческой группы об их отношении к образу учёного до сего момента обнаружить не удалось. Но и без просмотра понятны две вещи: еврейские корни учёного даже не затронуты, а творческая самобытность гения показана гораздо меньше, чем его интимная жизнь. Впрочем, среди консультантов анонсируется знаток Торы и Талмуда рав Адин Штейнзальц (интересно, как его туда завлекли что он там делал). Суммируя личные впечатления и оценки огромной кинокартины можно вынести только одну полезную для каталога мысль. Сталинская репрессивная система нивелировала под свои жёсткие требования представителей всех народов (включая евреев), лишая всех их национального своеобразия. Механизму обезличивания было неважно кто попал в его жернова, рядовой иудей или великий учёный. Однако подобная идея уже многократно воплощалась на экране, поэтому для понимания её нового, даже талантливого осмысления совершенно не нужно тратить 700 часов жизни. Высказав такое суждение автор данной аннотации воздерживается от детальной оценки всего проекта, так как видел всего лишь одну его часть… %d0%b4%d0%b0%d1%832 Материалы парижской гала-премьеры ноября 2020 года ничего в отношении художественных качеств эпопеи не прояснили. Но можно судить о них по представленному на Берлинском МКФ в феврале следующего года одиннадцатом фрагменте огромной работы – «Дау. Наташа». (Кстати, в нём — заглавный персонаж практически не появился). Действие развёртывается в 1930-е годы, когда тоталитарная машина действовала в полную силу. Главная героиня — завстоловой в закрытом, хорошо снабжаемом продуктами институте. Ассортимент её точки «общепита» для тех голодных лет поражает; от «Шампанского» до цитрусовых. Но значимость положения женщины мнимое; она в любой момент может стать жертвой НКВД-шников…  137-минутный «опус», хоть и получил «серебряного медведя» вызвал неистовые споры критиков и зрителей. На фестивале точки зрения разделились полярно: от полного отрицания художественных достоинств проекта до восторженных дифирамбов в адрес Ильи-пророка — провозвестника кинематографа будущего.  Распространение ленты по миру идёт под неоднозначную реакцию властей. В России 4 части к показу полностью запрещены за показ насилия и порнографию. Для любопытствующих ниже приведён полный перечень серий.
Дау. Никита, Таня;
Дау. Смелые люди;
Дау. Нора, мама;
Дау. Империя;
Дау. Катя, Таня;
Дау. Конформисты;
Дау. Три дня;
Дау. Саша, Валера;
Дау. Теория струн;
Дау. Новый человек;
Дау. Нора, сын;
Дау. Наташа;
Дау. Вырождение;
Дау. Регенерация.

Один комментарий к “Дау (Украина-Россия-Германия-Швеция, 2019) Основной режиссёр И. Хржановский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.