Консул из Бордо (Португалия-Бельгия-Испания, 2012) Режиссёры Д. Корреа, Ф. Мансо

Длительность 90 минут
%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%83%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b11Второе обращение кино к подвигу португальского дипломата Аристида де Суза Мендеса до Амараль-и-Абранчеса. Этот необычный человек, верующий католик и примерный чиновник пошёл против воли своего правительства. За одну летнюю неделю 1940 года выдал 34.000 виз своей страны всем бегущим от нацистов, в том числе 10.000 евреев. Эта версия героической страницы его жизни, сделана четырьмя годами позже французского фильма на ту же тему. Но это  повествование выстроено совершенно по-иному; оно обрамлено воспоминаниями старого еврея Аарона Апельмана (Мануэль Блас). Уже начале 21 века молодой журналист берёт у него интервью и тот рассказывает, как мальчиком (Жоао Монтейро) вместе с толпами соплеменников оказался в Бордо. Там он стал свидетелем деяний местного португальского консула (Виктор Норте) и содействия дипломату со стороны польского раввина Хаима Крюгера (Карлос Паоло). Собирая материалы об этой ленте мы столкнулись с малым количеством развёрнутых статей и почти полным отсутствием в интернете видеофрагментов. Обнаружен только трейлер. Из скупых упоминаний мы понимаем, что  содержание двух фильмов в целом неизбежно совпадает. Среди персонажей присутствуют и сам Аристид, его родные и многочисленные помощники.

Разница в деталях и, прежде всего во взгляде на события прошлого глазами ребёнка. Это по-своему выигрышеый ход. Может быть из-за этого журнал «Голливудский репортёр» назвал «Консула из Бордо» португальским вариантом «Списка Шиндлера». Однако лиссабонская критика оказалась более суровой. Так рецензент Родриго де Оливейра (сайт www-papodecinema), нашёл в фильме многочисленные просчёты, начавшиеся уже на уровне сценария. «Разговоры между журналистом и старым евреем совершенно искусственны, введены исключительно для того, чтобы стать пружиной для развития истории. Поэтому фильм во время сцен интервью неинтересен, но он почти не улучшается, когда мы знакомимся с образом мальчика Аарона и показом его встречи с консулом Сузой. Жоао Монтейро — молодой актер без опыта, и он не смог впечатлить зрителя в развёрнутой роли полнометражного фильма. Зачастую он просто не может передать эмоции, необходимые для пробуждения в нас сопереживания. В этом виновата и режиссура, которая слишком увлеклась эффектной подачей драматизма каждой сцены. Один из примеров иллюстрирующих эту мысль – фрагмент, когда консул сообщает о предстоящей выдаче виз всем нуждающимся. Торжественная музыка постепенно усиливается, камера показывает персонаж снизу вверх, придавая ему величие памятника. Вот Аристид поднял голову, возвысил голос и объявил о своих намерениях. Полная комната друзей  сразу же начала аплодировать ему за проявленную инициативу. Все выглядит излишне преувеличенным, включая великодушие консула, изображенного чуть ли не святым. (Кстати, подобная ошибка, допускается в бесчисленных других биографических фильмах). Де Суза как-то слишком быстро решился помочь преследуемым на войне, за кадром остались внутренние переживания поведшие к такому судьбоносному выводу. Несмотря на эти проблемы, актер Витор Норте (Аристид де Суза) играет убедительно и умудряется избегать неловких моментов — за исключением, конечно, описанной выше сцены. Персонажу, написанному сценаристами столь однопланово, сложно придать трехмерность. Единственное оправдание: поступки консула показаны через восприятие мальчика. Но тогда совершенно непонятно появление эпизодов о которых ребёнок просто не мог знать. Среди них, встречи консула с красивой любовницей или его беседы за закрытыми дверями с коллегами. Словом, авторы «Консула Бордо» провалили захватывающий сюжет о незаурядном, смелом человеке. О личности пошедшей против всего и против всех в то время, когда бездействие было самым легким выходом. К сожалению, художественный фильм Жоао Корреа и Франсиско Мансо не соответствует такому материалу». Автор аннотации не может ни подтвердить ни опровергнуть мнение рецензента. Он только может отослать читателя к другому фильму об этом дипломате, который был снят во Франции в 2008 году. (см в каталоге «Непослушание»). Более ранняя лента оставила очень хорошее впечатление. (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Консул из Бордо (Португалия-Бельгия-Испания, 2012) Режиссёры Д. Корреа, Ф. Мансо: 2 комментария

  1. Смотрел более ранний фильм об этом человеке. Есть с русским переводом. После аннотации новую версию искать не тянет.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>