Если бы это можно было сделать снова (Франция, 1976) Режиссёр К. Лелуш

Длительность 96 минут
Варианты перевода «Если бы нам пришлось пережить это снова», «Если бы нам пришлось это переделать». В англоязычных странах показывался как «Второй шанс» Судя по источникам перед нами лирическая мелодрама. Сначала о сюжете. Катрин Берже (Катрин Денёв) вышла на свободу после 15-ти лет отсидки за соучастие в убийстве босса, не дававшему девушке прохода. Её жених и подельник Анри покончил с собой, опасаясь пожизненного заключения. (Этот сюжет показан флэшбэками). Первые шаги женщины на воле были направлены к сыну Симону, который ничего о ней не знал. Мальчик рос в приюте, воспитываясь на средства благотворительной организации и денежную помощь адвоката. Вместе с Люсьеной, матерью давно погибшего жениха Катрин попыталась подружиться с пятнадцатилетним юношей — акселератом, пригласив его к себе домой на каникулы. Но подросток влюбился в красивую женщину неистовой полудетской-полувзрослой любовью и тогда Катрин открыла ему правду. После объяснения, расставившего точки над «i» жизнь и отношения пары наладились, сын продолжил учёбу в колледже; у матери появились жильё и работа. Однако достигнутая стабильность нарушилась неожиданным появлением бывшей сокамерницы Кэтрин, еврейки далеко за 30-ть Сары Гордон (Анук Эме).

Из аннотаций неясно за какие прегрешения она «мотала срок». Но главная героиня дружески встретила подругу по несчастью на свободе и нашла ей место в магазине, где подвизалась сама. К изумлению Кэтрин, события стали развиваться непредсказуемым путём: Моложавая, изящная Сара соблазнила приглянувшегося ей Симона после чего они решили жить вместе. Мать несовершеннолетнего любовника пришла в ярость, но, увидев искренность отношений необычной четы, смирилась. В духе новой эпохи толерантности она заявила: «Какими старомодными мы можем быть, когда дело касается самих себя!». Саре же пришлось объяснять необходимость своего выбора взрослой дочери Джудит. «Что у нас всех есть с возрастом? Мы не живем с возрастом, мы живем с людьми. Есть хорошие, есть плохие люди». Нас волнуют именно хорошие люди. Среди них есть молодые и старые. Когда ты хороший, возраст уже не имеет значения». Вскоре Симон познакомил мать с человеком, которым он восхищался больше всего — либеральным и очаровательным профессором истории – Патриком (Шарль Деннер). У него с Катрин возникла любовь с первого взгляда. Фильм заканчивается идиллической сценой выезда двух пар в горы и надеждой, что они будут вместе надолго.  Их съёмки  сверху  на девственно белом снегу  вполне можно рассматривать  как первую  страницу  новой  жизни.Посвящённая дискуссионным, в чём-то рискованным проблемам 1970-х лента в наши дни стала в России большой редкостью. Обнаружить её ни целиком, ни во фрагментах с русским переводом не удалось Автор каталога нашёл только оригинальный вариант на французском языке. Оценки критики сдержанные, но по-большей части положительные, даже много лет спустя после выхода кинокартины в прокат. Пример тому фрагмент из рецензии Эрика Мореля (02.12.2022) с сайта dvdclassik-com. «На протяжении всей этой истории зритель путешествует от Экс-ан-Прованса до Корсики, проходя через великолепные пейзажи залива Соммы. Непрерывное движение вперед и назад во времени демонстрирует удивительную текучесть времени. Воздушная музыка Фрэнсиса Лея очень быстро завораживает. Катрин Денёв лишь иногда снималась с такой красотой и любовью, а Шарль Деннер редко был настолько трогательным. Анук Эме также великолепна. В итоге нас ждет очаровательный и деликатный жизненный урок в щедром и человечном фильме, пропагандирующем простое счастье, особенно благодаря закадровому голосу Кэтрин, который проходит через весь фильм. Лелуш показал мастерство монтажа, лиризм и свободу режиссуры, талант рассказчика и эффективность руководства актерами. Это означает, что, несмотря на рискованные темы, многочисленные клише и неправдоподобность некоторых ситуаций, действие естественным образом перетекает в естественность и успокаивающую свежесть. Следует также отметить, что те, кому за пятьдесят, могут с удовольствием погрузиться в среду 70-х годов, удивительно хорошо запечатленную Лелушем. Последний обращает внимание на предметы, автомобили, украшения, архитектуру этого десятилетия. (…) В целом у него получилась ода жизни, оптимизму и счастью, спонтанная, заразительная и восхитительно ностальгическая». От себя добавим, что еврейство Сары Гордон заявлено, но не раскрыто, а еврейская тема растворилась в общечеловеческих проблемах. (составлено после просмотра французского варианта и по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.