Поручитель (Франция-Великобритания, 2003) Режиссёр Д. Баттиато

Длительность 123 минуты (полная версия 171 минута)
Английское название можно понимать и как «Доверенное лицо». Телеэкранизация романа Лу Дюрана (1933 — 1995) «Папа». 1942 год. Глава банкирского дома старый Томас фон Гау (Готфрид Джон) находился в мюнхенском гестапо. От него требовали выдать счета и коды доступа к средствам немецких евреев на сумму 700 млн марок, хранившихся в Швейцарском банке. Порядочный финансист предпочёл смерть предательству, ибо знал, что его дочь Мария фон Гау (Джиованна Меццоджорно) находилась в Вишистском марионеточном государстве. Там, на сохранённые им деньги молодая женщина помогала тысячам наших соплеменников перебраться в Швейцарию или Испанию. После самоубийства отца нацисты начали охоту за молодой женщиной, хранительницей список вкладчиков, для чего отправили на юг Франции две самостоятельные группы. Первую возглавил типичный костолом, полковник СС Юрген Мюллер. Вторую — незаурядный интеллектуал, автор ряда книг, сильный шахматист, профессор Грегор Лемле (Карл-Мария Брандауэр). Он не «светился» так откровенно, как его конкурент и действовал через известную ему банду марсельских уголовников. Преследователи шли различными путями. Вояка арестовывал помощников Марии, избивал и шантажировал их, стремясь поймать в ловушку молодую женщину.

Профессор действовал тоньше; он знал, что Мария сочетает опасную работу с заботой о нежно любимом 11-летнем сыне Томасе (Томас Сэнгстер). Поэтому Грегор решил любыми путями заполучить мальчика, а затем ценой его жизни выторговать у матери необходимые гитлеровцам сведения. Понимая всю сложность своего положения, женщина сумела вызвать из США отца ребёнка Дэвида Квотермейна (Стивен Мойер), которого Томас никогда не видел. К несчастью Мария вскоре погибла, а её сын, оказался единственным, кто держал в голове заветный список. Мальчик самостоятельно принял решение, добираться в Женеву, где жил ближайший помощник матери еврей Андре Лазик (Тьерри Лермитт). Как ему удалось выполнить эту задачу зритель узнает, посмотрев имеющуюся в интернете сокрашённую версию телефильма с русским переводом…Наибольший интерес кинокартине придаёт дуэт Грегора и Томаса-младшего. Актёр большого таланта Брандауэр создаёт внешне очень импозантный, даже привлекательный образ большого, но извращённого ума. С одной стороны, он образован и не прочь козырнуть какой-либо цитатой из трудов философа или учёного разных эпох. Но этот налёт культуры лишь покрывает прогнившее нутро Лемле, поставившего незаурядные способности на службу нацистам. Это верный слуга и опасный противник, поскольку его зло обуто «в кошачьи лапки». Хороший шахматист он просчитывал осуществление своей операции на несколько ходов вперёд и бороться с ним крайне сложно. Но и его противник незауряден. Это мальчик-вундеркинд, также великолепно играющий в шахматы и обладавший феноменальной памятью. В свои 11 Томас уже прекрасно понимал кто такие нацисты, догадывался чем занималась его мать и какую ценность представляла доверенная ему информация. Поэтому он стремился продумывать каждый свой шаг. Удивительно точен оказался выбор на эту роль Томаса Сэнгстера. Он просто живёт в образе, достоверно передавая как детскую непосредственность своего персонажа, так и пришедшую к нему взрослую целеустремлённость. Психологическая дуэль взрослого и мальчика придаёт фильму художественную ценность, подчёркивая непримиримость и многогранность вечной борьбы добра и зла. Своеобразный вариант раскрытия близкой нам темы «праведники народов мира».Далее приводится фрагмент рецензии с сайта «rutracker.org». «Оба главных героя в совершенстве владеют шахматным искусством, обладают рациональным мышлением и стремительным сознанием, а то, что происходит на экране, свободно соотносится с событиями, происходящими на шахматной доске. По сути, весь фильм – это борьба двух шахматных королей. И кто их них белый, а кто чёрный, узнать – не сложно. Как бы ни рядился бы Лямле в белый плащ, ему не скрыть своей черной подкладки. Почему не скрыть? Потому что он её и не скрывает, потому, что Лемле – это Клаус Мария Брандауэр, а его визави — Томас Броди Сэнгстер, который не даёт расслабиться матерому человечищу. Игра Брандауэра отточена, но ожидаема, это чёткая и выверенная игра мастера, знакомая, но от того не менее ценная. А вот то, каким предстал в своей роли мальчик Томас, вызывает истинное восхищение. Да какое! И не просто восхищение, а настоящее уважение к одиннадцатилетнему актёру, способному на такой высочайший профессионализм. Реакции этого молодого человека феноменальны, они живы и непосредственны, он раскован и органичен, продолжая быть в образе каждую минуту жизни своего персонажа. Сценарий фильма скроен из массы эмоционально нагруженных сцен, которые сами по себе создают неимоверное давление на психику ребёнка. И, пребывая во всём этом, Сэнгстер ни разу не дал слабину и не прогнулся, оказавшись, как и его герой, крепким и стойким. Думаю, всем актёрам было легко и просто с ним работать, потому, что не надо было сюсюкать и подстраиваться под малолетку, достаточно было просто посмотреть на него и произнести свою реплику. Стивен Мойер, новоявленный папаша мальчика, так и делал. Говорил: хочу видеть твою улыбку – и было видно, действительно хочет видеть, потому, что эту улыбку Сэнгстера хочется видеть всем. Томас не прост, очень не прост, как не прост и его герой, проходящий в течение фильма путь от наивного и беспечного мальчика до мужественного и самоотверженного героя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.