Сахаров (США, 1982) Режиссёр Д. Голд

Длительность 113 минут
Авторов фильма больше всего интересовала правозащитная деятельность крупного физика, одного из создателей советской водородной бомбы, академика Андрея Дмитриевича Сахарова (1921 — 1989). Борьба против советского репрессивного режима, который учёный вёл в составе небольшой группы диссидентов, вызывала интерес на Западе, благодаря многочисленным публикациям в СМИ. Такое внимание и привело к созданию байопика о нём ещё при его жизни. Заглавную роль вполне удовлетворительно сыграл Джейсон Робардс. Хронологические рамки сюжета охватывают с середины 1960-х до 1982-го. В начале показано его выступление в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского, затем бегло говорится о выступлении Сахарова в защиту участников «ленинградского самолётного дела» (попытка группы евреев во главе с Эдуардом Кузнецовым захватить самолёт и угнать его в Швецию). Даётся информация об использовании Кремлём психиатрических больниц в политических целях. Далее зритель видит осуждение этим чистокровным русским человеком репрессий против наших советских соплеменников, желающих выехать в Израиль. Завершает действие показ присуждение учёному Нобелевской премии мира и его ссылка в Горький (Нижний Новгород) под круглосуточный контроль КГБ.

Этот город в то время был закрыт для доступа иностранцев и все связи героя с внешним миром оказались обрублены. Все политические события обрамляют основную сюжетную линию – развитие отношений между Андреем Дмитриевичем и его женой Еленой Георгиевной Боннер (Гленда Джексон). Показано, как знакомство и развитие их близости развивалась в рамках правозащитной деятельности. Для пары это был второй брак. Сахаров после смерти первой жены Клавдии остался одинок, но дети и внуки Елены, доброжелательно встретили отчима и нового дедушку.
У нас же появляется возможность взглянуть на интересующую тему через образ матери Елены – еврейки Руфи Григорьевны (Эйлин Уэй). Эта женщина сполна испытала все прелести сталинского режима. Мужа расстреляли в 1938-м, сама она провела 8 лет в ГУЛАГе, как «жена изменника родины», а полная реабилитация состоялась только в 1954-м. За эти годы она в совершенстве изучила репрессивную систему НКВД-КГБ и авторы сценария не случайно вложили в её уста следующий монолог-предсказание обращённый к Андрею Дмитриевичу. «Раньше они делали это, чтобы удерживать власть. Сегодня им не нужен сталинский террор. Они делают тоже другими методами. С вами это ещё не произошло. Сначала они заставят иностранные газеты нападать на вас. Чехословацкие венгерские, потом отзовётся наша пресса. Наши выдадут публикации социалистических и левых газет за мировое мнение и напишут, что они согласны. Потом ваши старые коллеги откажутся от вас. Одни из страха, другие из слабости, третьи из корысти, а четвёртые потому, что не смогут понять, как у вас хватило мужества, когда у них у самих не хватило смелости. Потом все союзы: писателей, архитекторов – они все заклеймят вас. Они скажут, что вы больны и вам место в психбольнице или, как преступника, вас надо посадить. Потом, когда вся страна будет против вас, придёт очередь вашей семьи, так они ранят вас в самое больное место. А потом, когда всё будет готово, они придут за вами. Ничего не изменилось, только они стали умнее.» Сахаров не нашёл слов возражения на эту гневную речь. И дальнейшие события выстроены в соответствии со словами старой женщины. Сейчас «Сахаров» выглядит архаичным, но для своего времени лента доносила до зрителя разных стран информацию о противостоянии диссидентов и репрессивной власти в СССР. Постоянной составной частью репрессий являлся антисемитизм. С лентой можно ознакомиться в интернете по копии с одноголосным переводом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.