Счастливчик Пер (Дания, 2018) Режиссёр Б. Аугуст

Длительность сериала 240 минут (60 х 4)
                        фильма 165 минут
Два варианта экранизации монументального романа лауреата Нобелевской премии Хенрика Понтоппидана (1857 — 1943). Его вложенное в сценарий сокращённое содержание – духовные искания талантливого инженера в конце 19-го — начале 20-го века. Корни всех его проблем и комплексов заложены в детских годах показанных только в сериале. Сын сурового пастора Иоганна Сибениуса — Петер-Андреас обладал большими способностями и умением наблюдать живую природу. Однако, в семье господствовало ортодоксальное религиозное сознание. Постоянные нравоучения и жёсткий диктат отца отталкивали его и от христианской морали и от родных безоговорочно подчинявшихся домашнему деспоту. Отсутствие в семье атмосферы любви и сочувствия привело, по мере взросления мальчика, к его отчуждению от родных и обострению конфликта с главой клана. А ещё Пер ненавидел бедность и поставил себе цель вырваться из нищеты. Поэтому юнец решил получить приличную специальность инженера, для чего в меру своих сил осваивал математику. К 18-ти годам у него сформировался бунтарский, эгоистичный характер, готовый добиваться лишь прагматических целей. Как писал он многими годами позднее «Я всюду искал Бога, но находил только себя».

Фильм начинается с момента получения главным персонажем письма с приглашением обучаться в Копенгагенском колледже передовых технологий (политехнический институт). Для молодого человека документ оказался прекрасной возможностью вырваться из под опостылевшего родительского крова. В момент вылета птенца из гнезда произошёл полный разрыв отношений с родителем в гневе ударившим уже взрослое чадо. Вслед оскорблённому сыну прозвучало проклятье: «Изгнанником и скитальцем будет на земле тот, кто противится господу». И на долгое время тот оборвал с семьёй все контакты.
В столице бедный, малообщительный студент с головой погрузился в учёбу, в изучение специальной литературы. К этому моменту в его голову пришла опережающее время идея проекта общенационального масштаба. По амбициозному замыслу студента следовало проложить ряд каналов в своей родной Ютландии и облегчить кораблям путь из Северного в Балтийское море. На выходах в водные просторы он полагал выстроить новые порты могущие превратиться в важные центры международной торговли. Ирригационные работы на полуострове позволили бы осушить большие земельные площади и сделать их пахотными. Параллельное создание ряда приливно — отливных и ветряных электростанций преобразило бы города, села; дало бы ток промышленности. Осуществление плана привело бы к превращению маленькой патриархальной Дании в одну из передовых стран Европы. Однако для столь грандиозных преобразований необходимы были богатые инвесторы, способные вложить в переустройство хозяйства страны огромные суммы денег. Поиски людей с большими состояниями привели молодого инженера в дом одной из богатейших еврейских семей страны — Саломонов. Знакомство с этим кланом сделало имя молодого таланта известным в среде дельцов. Его даже прозвали «счастливчик Пер», хотя недоброжелатели сочли прозвище не слишком-то лестным — вспомнили старинную мудрость «счастье — удел дураков». А, тем временем, наш герой пытался укрепить и расширить свои позиции в новом для себя мире. Он представил проект советнику правительства по вопросам ирригации пожилому полковнику Бьерреграву, от которого напрямую зависело официальное «добро». Однако специалист старой закалки забраковал работу Сибениуса, заявив, что подобные идеи «наглый вызов техническому развитию Дании». Молодой инженер наговорил чиновнику дерзостей и тем нажил себе влиятельного врага. С того момента все попытки юноши заинтересовать своими идеями властные структуры заканчивались неудачей…
Поэтому для крепкого, внешне симпатичного, честолюбивого юноши доступ в семейство Саломонов приобрёл особый интерес. Глава клана Филипп (Томми Кентер) и его сын Ивэн (Беньямин Киттер) являлись представителями части еврейской общины наиболее затронутой Хаскалой. Они посещали реформистскую синагогу, соблюдали основные обряды иудаизма, в частности, считали семью высшей ценностью. Но их детей уже затронула ассимиляция в виде европейского образования. Ивэн закончил коммерческое училище в Германии, старшая дочь Якоба (Кэтрин Розенталь) получила две степени бакалавра в либеральной Швейцарии, а младшая Нэнни (Джули Кристиансен) завершила обучение в датской школе. Мужчины развивали свой бизнес в христианском мире и были открыты европейской культуре. В их напоминающем дворец доме говорили на нескольких языках, слушали Моцарта, Мендельсона, Шопена и бдительно следили за новыми веяниями в экономике. Филипп и Ивэн поддерживали сулившие прибыль передовые идеи и открывали новые таланты, одним из которых оказался Сибениус. Оценив потенциальные возможности его проекта, семья наших копенгагенских соплеменников, пригрела юношу. Но у Пера в душе был вполне меркантильный интерес; он решил стать богачом через женитьбу на Нэнни и вложить её приданое в свой проект. Внешне очень привлекательная девушка средних способностей не испытывала недостатка в поклонниках. Однако настойчивый провинциал покорил её сердце, а либеральные родители не возражали против брака с иноверцем. Вот только когда главный персонаж узнал, что вроде бы по завещанию большая часть наследства от Филиппа переходила к Якобе его цель изменилась. Началась самая интересная в психологическом плане часть действия — история развития отношений Пера и Якобы.Интересующая нас героиня в отрочестве выглядела почти уродиной, отличаясь при этом умом, тонкой душевной организацией и уязвимостью. В юности пережила нервный шок, увидев как бессердечно в Берлине относятся к бежавшим от погромов русским евреям. Учась в датской школе страдала от юдофобии соучениц. Их выходки стали главной причиной по которой родители перевели дочь в швейцарский пансион. Там её внешность с возрастом выправилась, а способности получили достойную «огранку». Она не только усвоила большой объём различных знаний, но и научилась мыслить, анализировать данные, делать обоснованные выводы. Во время приёмов в доме Саломонов возле Нэнни крутились сливки «золотой молодёжи», а вокруг Якобы собирались представители творческой интеллигенции, получавшие большое удовлетворение от общения со столь незаурядной девушкой. Поэтому молодого, неглупого Сидениуса Якоба привлекла не только, как будущая собственница больших денег, но и как яркая, одарённая личность. С её помощью неотёсанный деревенский парень резко расширил свой интеллектуальный кругозор. Со своей стороны девушка первоначально не испытывала приязни к плохо воспитанному провинциалу, однако незаурядность и мощь его идей склонили её сердце к молодому ютландцу. Она предпочла полунищего иноверца обеспеченному соплеменнику Эйберту (Расмус Берг), вдовцу с двумя дочерьми. Ей удалось «разговорить» юношу и узнать о его пролемах. Желая помочь новому знакомому, она безрезультатно попыталась наладить отношения возлюбленного с его семьёй. При этом Эберхард Сибениус дал ей понять, что брак его брата с иудейкой никогда не будет одобрен в среде правоверных протестантов. Тем не менее, сделав окончательный выбор, девушка обрушила весь поток своего чувства на Пера, явно к этому не готового. Во время длительного выезда в Австрию главный персонаж постепенно прошёл путь от влюблённости к необходимости разрыва с Якобой. Осуществлению такого шага предшествовала полная неудача создания консорциума спонсоров из крупных дельцов, решившихся финансировать начинания молодого инженера. Вот только, они ставили непременным условием полных извинений Сидениуса перед полковником Бьеррегравом. Пер считавший себя и только себя главой бизнес-проекта категорически отказался это сделать и идея консорциума не была реализована.Переломным моментом в исканиях Пера стала смерть матери. Его глубоко потрясла полная самоотречения история жизни Марии-Катерины, принесшей всю себя в жертву семье, детям и суровому мужу-пастору. Сын сопровождал её гроб до места последнего успокоения, а там, под воздействием природы своей малой родины пересмотрел все основные принципы своего существования… Дальнейшую эволюцию его мировоззрения и смысл названия романа читатель может узнать сам — книга Понтоппидана существует в русском переводе. Для нас же интересна дальнейшая судьба Якобы Саломон в ряде деталей досочинённая авторами фильма. Потеряв любовь и ребёнка она пережила тяжелейший духовный кризис, но сильная воля помогла пережить испытания. Поняв, что после Пера она не сможет полюбить другого мужчину, женщина посвятила себя служению нуждающимся детям. На деньги своей части наследства она учредила в Копенгагене светскую школу для нуждающихся детей разных национальностей, которой и руководила много лет. В романе отсутствует финальная сцена их встречи незадолго до смерти главного персонажа, где они смогли наконец сказать, что каждый из них значил для другого. Однако этот эпизод обусловлен содержанием последних глав произведения. В целом фильм содержит очень интересный материал о европейском еврействе на рубеже 19 — 20-го веков. Особое внимание следует обратить на актёрскую работу Кэтрин Розенталь. В её исполнении еврейка Якоба Саломон предстаёт перед нами богатой духовной личностью с сильной волей, почти эталоном нравственности. Эту оценку можно проверить просмотром кинокартины; она выложена на торрентах с русским переводом.
Роман написан ёмкой, психологически насыщенной прозой изобилующей афористически сформулированными мыслями по разным сторонам жизни. Вот только один пример — короткая цитата из книги от лица главного героя. «Вольтеру приписывают изречение: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». Мне это изречение представляется более справедливым в перевернутом виде: «Если бы бог действительно существовал, надо бы постараться забыть о нем». И это вовсе не из страха перед дурными поступками и неизбежной расплатой за них, а из одного лишь желания взрастить человека, который будет творить добро ради самого добра, а не ради бога. Кто сможет от всей души подать милостыню нищему, думая или желая думать при этом, что господь все видит, всему строгий учет и, глядя на эту картину, одобрительно качает головой?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.