Бедные АбрамОвичи (Россия, 2023) Режиссёр И Фарфель

Длительность 420 минут (14 х 30)
Занятная завязка сюжета этого комедийного произошла в черте оседлости до революции 1917 года. Жил тогда в одном штеттле Белоруссии башмачник Хаим АбрамОвич (Семён Стругачёв). Истинный еврей: традиции соблюдал, ремесло своё знал, хороший семьянин. Имел только один чисто российский порок — пил как сапожник, а денег на водку часто не хватало. И вот в момент, когда «трубы горели», но в карманах было пусто совершил наш соплеменник страшное преступление — украл в синагоге свиток Торы и продал реликвию кабатчику. Не простил Всевышний святотатства и не пустил после смерти душу недостойного иудея ни в Ад, ни в Рай, а на весь его род наложил проклятье. Сто лет витал несчастный грешник между небом и землёй, дела же его потомков, особенно в постсоветское время шли всё хуже и хуже. Лишь начале 21 века после того как в дальнего правнука Хаима — Бориса (Гера Сандлер) попала молния тот получил способность видеть дух покойника и общаться с предком. Поначалу Боря не поверил в реальность происходящего, но через короткое время ему пришлось признать, что Хаим не бред, не галлюцинация, а самый настоящий призрак, да ещё нуждающийся в помощи. Ему необходимо искупить свою вину, найти им похищенный век назад Свиток Торы и вернуть его туда где он находился.

Тогда беды семейства закончатся, а душа преступника против веры найдёт наконец успокоение. Но исполнитель воли Хаима должен быть кошерным евреем, а Борис не знал дороги в синагогу и имел самое смутное представление о ритуалах иудаизма. Всего одна деталь: он и его семья ели свинину, а сам он торговал ею без зазрения совести. Такие понятия, как обрезание, кашрут, шаббат и др для него звучали подобно китайской грамоте. Согласившись помочь предку, Боре приходилось обращаться то к раввину, то к престарелым «иехудим хахамим» общины при совершении каждого шага духовного возрождения. С другой стороны призрака видел только он — его потомок. Поэтому когда Борис общался с Хаимом в присутствии кого-либо это вызывало резонные сомнения в его психическом здоровье… На наш взгляд сериал интересен уже потому, что впервые в российском кино, пусть и в комедийной форме, поднимает важную тему возврата ассимилированного еврея к своим корням. Процесс начинается и происходит у всех по разному. Для Бориса толчком к нему стало сопереживание и желание помочь духу-предку. Но это стержень содержания.
Центром современного действия происходящего в современной Москве, стала квартира Абрамовичей, где обитают четыре поколения семейства с кучей проблем. Их описание становится собирательным портретом нынешнего российского еврейства. Не все из персонажей обрисованы в сценарии достаточно ярко, но ряд актёров создали на предложенном им комедийном материале убедительные реалистические образы. Начнём по-старшинству.Муся (Ирина Чепиженко) — матриарх клана, ребёнок Второй Мировой войны. Выросла в детском доме; видимо, единственная, кто выжил из своей семьи во время Холокоста. Ныне престарелая пенсионерка, коротающая время за просмотром телевизионных сериалов. Частенько просит младших домочадцев свозить её куда-нибудь, скажем в поликлинику или в кафе-мороженое. Альцгеймер все сильнее проникает в её сознание. Поэтому, если она самостоятельно выходит из дома, то может забыть адрес и потеряться, изрядно пугая родственников. Помнит из ранних лет еврейские религиозные обряды и потому поддерживает Бориса в его возвращении к традиции. В минуты просветления очень добрый человек. В исполнении Ирины Чепиженко получился очень симпатичный образ.Дина Марковна (Нина Дворжецкая) — дочь Муси, мать Бориса. Многоопытный гинеколог, уважаемый специалист со скверным характером. Её прямолинейность и беспардонное общение с пациентами плодит жалобы. Из-за них главврач мечтает отправить Дину с работы на заслуженную пенсию. В семье деспот и тиран; стремится контролировать всех домочадцев. При этом не замечает, насколько похожа на классическую «аидише маму». — классический вариант еврейской мамаши.  Командная позиция пожилой женщины объясняется тем, что её зарплата единственный надёжный источник дохода для всех Абрамовичей. Нина Дворжецкая в этой роли выглядит вполне реалистично.Борис — сын Дины Марковны, центральный персонаж. В прошлом талантливый физик, который после закрытия лаборатории потерял своё лицо. Ударился в бизнес где показал себя никудышным дельцом. Единственное начинание, приносящее копеечные доходы — продовольственный магазин. Все остальные проекты закончились крахом, но он взял под каждый из них кредит. Теперь кругом в долгах, не спасают неудачные попытки выиграть в казино. Бегает от заимодавцев, среди которых его бывший одноклассник, в прошлом уголовный авторитет Павел. Этому «крутому мэну» надоело ждать возврата денег и он отправил по следу неплательщика своих охранников (из бывших «братков»). Вот в такой ситуации Борису довелось встретиться со своим предком, проникнуться его драмой и согласиться выполнять его волю. Возвращение главного персонажа к традиции насыщено смешными деталями. Очень хорошая актёрская работа Геры Сандлера.
Алла (Анна Банщикова) — жена Бориса. Примерная девочка из приличной еврейской семьи которая принесла себя в жертву Абрамовичам. Любит мужа и детей, страдает что Борис уделяет ей очень мало времени. Хотела бы хоть раз выехать куда-нибудь на отдых, лучше всего к морю. Только её энергией держится на плаву магазин, ибо супруг периодически появившись в своем предприятии беззастенчиво таскает деньги из кассы. Свой образ Банщикова по-настоящему раскрывает во второй половине сериала.
Яна (Евгения Вайс) — дочь Бориса и Аллы — пример экзотического межнационального брака. Она, еврейка, замужем за киргизом Ильбеком, которого очень любит и ждёт от него ребёнка. Драматургически её образ наименее интересен. Молодая женщина часто разговаривает с животом и защищает супруга от нападок Дины Марковны. Та крайне недовольна браком внучки Аллы и постоянно «подкалывает» Ильбека из-за его национальности и работы таксистом.
Давид (Денис Котов) — сын Бориса и Аллы. Амбициозный молодой человек, вначале скрывающий свою «пятую графу». Невероятные способности к математике за которые он должен был получить стипендию для совершенствования в Стэнфордском университете. Но грант достался сыну министра, а юноше приходиться искать крупную сумму для платного обучения за границей. Отпетый бабник, меняет любовниц как перчатки. Одной из них стала Соня (Катерина Кучма), дочь упомянутого выше кредитора отца — Павла. Сначала Давид решил жениться на ней исключительно из-за денег её папаши, но, убедившись в доброте и отзывчивости девушки кажется в неё влюбился.Хаим (Семён Стругачёв) — главная причина всех бед Абрамовичей. Казалось бы ну чего тут играть? Служебная по значимости роль — притворяйся призраком и этого достаточно. Но артист, имеющий богатый опыт в изображении евреев, создал один из самых привлекательных образов фильма. Да, он выпивоха, но в то же время носитель традиции, пронесённой через сотни лет галута. Всё в нём, начиная от точно найденного внешнего облика, заканчивая колоритным характером выраженном в многообразии интонаций работает на создание ёмкого образа нашего соплеменника. Его взаимоотношения с Борисом выстроены так, что постоянно колеблются в спорах от полного согласия до категорического неприятия. Такой дуэт Стругачёва с Сандлером психологически сделан интересно и постоянно оживляет восприятие зрителя.
Действие первых 14-ти серий обрывается, оставляя за собой ряд невыясненных деталей сюжетных линий. Юмор вполне доброкачественный, со включением различных ходовых выражений из иврита и идиша. Все они объясняются в конце каждой части, когда на экране появляется словарик с переводом. Впрочем, некоторые обороты переводятся излишне культурно. К примеру, «не крутите мне бейцы» подаётся как «не морочьте мне голову», хотя даже чуть-чуть знакомый с ивритом зритель ухмыльнётся и подумает: а ведь это на так. Фильм вызвал большой интерес (индекс положительных оценок по разным опросам достигает 93%), все с любопытством ждут продолжения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.