Замри-умри-воскресни (СССР, 1989) Сценарист и режиссёр В. Каневский

Длительность 105 (99) минут
Режиссёр определил жанр своего детища, как «автобиографическую драму», ибо провёл детство в воссозданных его памятью местах. Время действия фильма — пара лет после Второй Мировой войны. Место — один из центров угледобывающей промышленности в Приморье (Дальний Восток) — Сучан. Захолустный городок при шахтах, слепленный из многокомнатных бараков снят в чёрно-белой аскетической цветовой гамме. Под землёй работали вольнонаёмные горняки и бывшие зэки, место которых в лагерях заняли японские военнопленные. Деловой центр поселения — толкучка (вещевой рынок), где продавали или меняли на хлеб всё, с чем уже не жалко расстаться. «Центр культуры» — клуб с танцами под духовой оркестр, где развлечение легко переходило в драку. События показаны глазами детей, однако школа могла предложить им кроме скудных знаний только маршировки под портретами Сталина. Нищета, голод, полная бесперспективность, недаром главный персонаж, подросток Валера на видел для себя иного пути, кроме как в воровскую шайку. Среди взрослых господствовали жестокость грубость; дети перенимали опыт окружающей жизни. Составной частью отношений стала юдофобия, особенно усилившаяся во время борьбы с космополитизмом..

«Жиды пархатые, мало вас пересажали» кричал «вольный» завхоз школы на отданных ему в помощь пару заключённых. Интересующая нас тема нашла впечатляющее отражение в ярком, трагическом эпизоде (42 — 45 минуты). Она попадала в кадр вместе с бывшим зэком Абрамом (Валерий Ивченко), полностью свихнувшимся во время заключения в лагере. Его выпустили на свободу, но несчастный никуда не уходил из Сучана, ибо не осознавал себя личностью и ему было всё равно где находиться. Местная власть не интересовалась судьбой безобидного юродивого. От смерти его спасало только милосердие женщин, подкармливающих сумасшедшего. В эпизоде они дали ему немного муки , но отойдя за угол умалишённый высыпал ценный продукт в грязь. На виду у детей он слепил из этой жуткой смеси «оладушки» и начал их есть (см кадр). В его пустых глазах не отражалась ничего, а в голове звучал колокольный звон. То ли звуки из прошлого, то ли так отражались в искажённом сознании удары о рельсу, знаменующие конец смены на шахте. Еврейская тема проходит здесь как часть общечеловеческой трагедии огромной многонациональной страны. Никто не сосчитает сколько в ней было представителей разных этносов доведённых репрессивным режимом до безумия и гибели. Но быстрее всего вспоминается жуткая судьба великого поэта Осипа Мандельштама, погибшего в тех же местах в 1938-м… Фильм отмечен призом в Каннах «за лучший дебют». Имеет продолжение — «Самостоятельная жизнь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.