Чекист (Россия-Франция, 1992) Режиссёр А. Рогожкин

Длительность 85 минут
Экранизация повести В. Зазубрина «Щепка». Ранний и, возможно, самый трагичный фильм Александра Рогожкина. Его действие происходит осенью 1918 года, когда после покушения на Ленина эсерки Фанни Каплан в большевистской России провозгласили политику красного террора. В сентябре — ноябре по стране прокатилась волна ареста и массовых казней. Точное количество жертв того времени определить невозможно; в разных источниках называются цифры от 50.000 до 140.000 человек. Органы ЧК чаще арестовывали людей не за реальные прегрешения, но просто за принадлежность к чуждому сословию. В число незаслуженно обвинённых попадали: дворяне, офицеры, священнослужители, купцы, слишком вольно мыслящая интеллигенция и просто случайные люди. Авторы фильма поставили перед собой задачу реалистически, даже натуралистически показать жуткий алгоритма расправы над заключёнными. Тот самый, который позднее массово применялся в годы сталинских репрессий и откровенно напоминавший преступления нацистов. Весь процесс совершался в здании губернского ЧК. Каждое дело попадало в руки тройки, рассматривавшей его в течение 1 минуты по песочным часам.

Единственная используемая форма наказания — высшая; исключения настолько редки, что становились сенсацией. Осуждённые ожидали казни в набитых до отказа камерах. Оттуда их выводили в подвал, там раздевали и под звуки включённой на улице музыки расстреливали пятерками. Голые трупы блоком поднимали наверх, грузили в кузов автомобиля до краёв, закрывали брезентом и увозили к месту последнего успокоения. Ужасна обыденность массового убийства, совершаемого под лозунгом защиты большевистского режима. Понятен общий страх населения, перед служителями нового закона, упивающихся своей властью, вседозволенностью и безнаказанностью.
Центральными винтиками бездушной машины террора являлась всемогущая тройка: председатель губернской ЧК Срубов, его помощники Ян Пепел и Исаак Кац. Психологически наиболее сложен глава судилиша. В нём есть ум не совсем умерла совесть, поэтому он пытается обосновать свои действия необходимостью пройти через грязь и кровь, чтобы возвести кристально чистое общество будущего. Ради этого терпит доносчиков, сдающих власти даже своих родственников, идёт как сквозь строй от шарахающихся в стороны горожан.  Находятся смелые люди, которые не боятся крикнуть ему в лицо «убийца» или дать оскорбительную пощёчину. Всё это не проходит бесследно для психики руководителя: в финале его вытаскивают из петли и отвозят в психиатричку. Из сообщников Срубова нас больше интересует образ нашего соплеменника Каца (Михаил Вассербаум), бездушного чекиста. Это готовый продукт тоталитаризма, который принимал личное участие в расстрелах и (если ему не напомнят «пятую графу») убеждённо служил репрессивному режиму. Учитывал конфискованные ценности, рассказывал после казней пошлые анекдоты. Степень его нравственного падения и мотивы поведения особенно проявились сцене допроса «классового врага» купца Карла Генриха Зикельмана (Илья Ривин). Приведём диалог полностью.
Зикельман: Я не понимаю чего вы хотите от меня? Ну какой вред я принёс вашей власти? Всё, что у меня было я отдал.
Кац: У вас забрали.
Зикельман: Я отдал без сопротивления. В чём моя вина? Ваш отец работал у меня в магазине. Вы учились и получили приличное образование.
Кац (перебивает) Да мой отец всю жизнь горбатился на вас.
Зикельман: Ваш отец обворовал меня на 500 рублей. И, если бы не это (революция) сидеть бы ему в остроге. А вы, между прочим, учились на деньги общины.
Кац (кричит) Да вы как клоп всю жизнь сосали кровь из народа.
Зикельман: Народа? Да народ не ходил в мой ювелирный магазин. Только один раз пришли и у меня не стало магазина. Магазин вы забрали.
Кац (перебивает): Жидюга! Жидюга! Жид! Ты Жид.
Зикельман: (с возмущением): Да ты сам такой!. Посмотри на себя! (хватает Каца за волосы и трижды бьёт его головой об стол) Что вы с нами сделали. Мы вас учили. А надо было драть. драть, драть…
Кац: Отпусти, мне больно. Да больно же. (В этот момент Зикельмана свалил сердечный приступ, но, думается, судьба его была решена).
В целом судьба персонажей фильма достаточно чётко показывает, что участие в насилии гражданской войны приводило к деградации личности всех вовлечённых в этот процесс независимо от национальной принадлежности. Характер массовых репрессий побуждает вспомнить ленты, показывающие зверства германских нацистов.  Киноленту можно найти в торрентах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.