Такси-блюз (СССР-Франция, 1990) Режиссёр П. Лунгин

Длительность 105 минут
Режиссёрский дебют Павла Лунгина. Эпоха перестройки — кризис тоталитарной системы. В этот момент жизнь столкнула талантливого блюзового саксофониста Алексея Селивёрстова (Пётр Мамонов) и бывшего спортсмена, а ныне обычного таксиста Ивана Шлыкова (Пётр Зайченко). Музыкант не заплатил водителю за проезд, тот нашёл Селивёрстова, поколотил и забрал в залог саксофон. Лишившись инструмента джазист потерял работу, жильё. и, хотя Шлыков вернул ему собственность, Алексей уже находился на мели. В результате таксист позволил ему жить в своей коммунальной комнате. За короткое время Алексей и Иван стали друзьями, хотя их приязнь носила странный характер из-заполярных систем мышления. Запойный алкоголик Селивёрстов любил порассуждать о смысле жизни, своём предназначении, однообразии бытия советского человека.  Прямолинейный Шлыков считал интеллигенцию, относя к ней работников умственного труда и деятелей искусства, причиной всех бед России. И всё же он чувствовал некую ответственность за неприспособленного к трудностям музыканта. А саксофонист привязался к таксисту, потому как в его одинокой пьяной жизни не было больше ни одной близкой души. Неожиданным итогом их дружбы стал для Селивёрстова шанс удачи — повернувшая его судьбу встреча со знаменитым американским коллегой Холом Сингером.

 

На наш взгляд, «Такси-блюз» необоснованно попало в несколько каталогов еврейских фильмов. Основанием для такого поверхностного решения стал короткий ночной разговор на 32 минуте действия.
Иван: Ты что, еврей?
Алексей: А что, не похож?
Иван: Я думал вы себя не пропиваете.
Алексей: Довели
На наш взгляд четыре фразы на фильм недостаточное основание для причисления Алексея к нашим соплеменникам. Саксофонист по всем своим поступкам маргинал, которому, несмотря на все умствования совершенно безразличны проблемы национальной принадлежности. Единственная ниточка, привязывающая его к духовности и, возможно, к еврейству, сохранившаяся, несмотря на пьянки, любовь к музыке. На 99% перед нами типичный деклассированный элемент, русского происхождения. Его последняя реплика — «довели» — может относиться к творческому представителю любого этноса не вписавшегося в культурные рамки «развитого социализма». Весь диалог не более, чем второстепенная деталь не получившая развития в сюжете. В последующих фильмах («Луна-парк», «Бедные родственники») режиссёр гораздо глубже раскрывает еврейскую тему. Аннотации о них есть в каталоге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.