Чернов/Chernov (СССР-Испания, 1990) Сценарист и режиссёр С. Юрский

Длительность 93 минуты
Авторское кино. Экранизация Сергеем Юрским своей повести, написанной ещё 1972 — 1978 годах. Искусствовед М. Швыдкой верно подметил, что ранний вариант произведения назывался просто «Чернов», а латинскую транскрипцию фамилии добавили через десятилетие. В рамках полного метра объединено как бы два фильма, две судьбы, две страны, связанные образом одного героя. Первый событийный слой — день тусклого бытия талантливого московского архитектора Александра Петровича Чернова, рассказ о повседневной рутине, засасывающей его в пучину духовного кризиса. Мужчина в разводе, сын от первого брака — шизофреник, новая жена недовольна его карьерным ростом. Второй слой — фантазии главного персонажа где он уже Пьер Чернов, проживает в красивом дальнем зарубежье с другой биографией. Разъезжает в мечтах по иному государству в комфортабельных поездах, воображая себе маршруты передвижения экспрессов. А в СССР вынужден развлекаться созданием игрушечной железной дороги и дизайном суперсовременных вагонов для вымышленных путешествий. Однако наступила перестройка и мало кому доступная ранее капиталистическая заграница постепенно начала открываться для всех. Чернова включили в состав туристической группы, едущей в Испанию, но, ложно обвинив в общении и переписке с эмигрировавшим в Израиль коллегой, евреем Гольдманом, из списка исключили.

Не зная истинной причины Александр Петрович пытается найти концы репрессивного решения и докапывается до правды. Более того, он  узнал, что, если напишет статью в которой «лягнёт» уехавшего Гольдмана, его вернут в тургруппу. Есть и «моральное» обоснование; эмигранту-жиду от такого выступления ни холодно, ни жарко, а Чернову от него несомненная выгода. Здесь явно проявилась «отрыжка тоталитаризма», ибо вся эта история разыгралась при участии и содействии «компетентных органов». После недолгих колебаний главный персонаж переступил через порядочность совершил требуемую подлость и выехал за рубеж. Правда там (в наказание?) попадал в опасные передряги с террористами. В фильме хорошо показано, как в советскую эпоху шантажом и принуждением формировалось «общественное мнение» осуждения эмигрантов из СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.