Длительность 110 минут
В основу сценария положена схема и некоторые факты матча на первенство мира между А. Карповым и В. Корчным в Багио (1978). На поединке претендентов в Женеве столкнулись два выдающихся вымышленных шахматиста: гроссмейстеры: еврей Акива Израилевич Либскинд (СССР) и Павиус Фромм (Александр Курепов-Арбат) — невозвращенец, бежавший из Советской Литвы на Запад. Акиве 50 с хвостиком, он всё ещё был непобедим, но последнее время у него появились серьёзные проблемы с сердцем. Фромм младше его на 20-ть лет, энергичный, спортивный, постоянно следил за своим здоровьем. Бюрократическая система СССР стремилась любыми путями не допустить победы «отщепенца» и стала делать за спиной Либскинда разные пакости Павиусу: сажала в зал экстрасенса и т д. (Подобные вещи в 1978 году Корчной подстраивал Карпову). Акива, как честный спортсмен ничего об этом не подозревал, считая, что играет в настоящие шахматы. Сначала партии заканчивались с переменным успехом, хотя эмоциональный накал матча уже тогда вынудил Либскинда прибегнуть к давно брошенному курению. После победы в третьем поединке состояние его здоровья, несмотря на помощь жены Гени (Лесли Кэрон) и спешно вызванного из Москвы кардиолога заметно ухудшилось.
При счёте 3 — 3 он проиграл две партии и приставленные к нему чиновники стали искать пути спасения исхода поединка. Вот тогда в недрах КГБ родился иезуитский план. Из Вильнюса в Женеву доставили жену Фромма Марину (Лив Ульман) которую не выпустили за границу вслед за мужем. Им разрешили встретиться, но с неё взяли обязательство уговорить супруга проиграть матч. После этого она получала свободу и могла ехать с кем и куда угодно. Первоначально уловка подействовала и Павиус, уступив противнику в двух партиях, позволил ему сравнять счёт. (5 — 5). Но в этом положении произошло два события. Акива после тяжёлого приступа попал в больницу, а Марина поведала мужу о тайном замысле спецслужб. В финальной сцене Фромм пришёл в палату к Липскинду и они без фигур, без доски, начали разыгрывать последнюю партию. Мы не знаем её результата, ибо именно здесь фильм ставит точку. Психологический накал сюжета не ослабевает до конца, благодаря чему лента вызвала значительный зрительский интерес. Лауреат премии «Оскар» за лучший иностранный фильм и премии «Сезар» за лучший дебют. Для российского зрителя «Диагональ слона» прошла мимо, до сих пор нет варианта с переводом. Ленту можно посмотреть целиком только в оригинале.
P.S. Гроссмейстера-невозвращенца играет актёр-невозвращенец.