Большой вальс (1938) – Жюльен Дювивье


Эффект от появления перед войной на советских экранах «Большого вальса» можно сравнить только с триумфом какого-нибудь шедевра Эйзенштейна, братьев Васильевых или Григория Александрова. В отличие от других биографических лент, этот фильм-фантазия. посвящённый жизни Иоганна Штрауса-сына, как честно признавались его авторы во вступительном титре, не претендовал на историческую точность. Но романтическая история любви «короля вальсов» завоевала всеобщую любовь прекрасной музыкой и, конечно же, блестящей актрисой-певицей Милицей Корьюс, исполнившей роль мифической музы великого композитора – Карлы Доннер.

По происхождению Милица была полуэстонкой-полулитовкой, родилась в Варшаве, детство провела в Москве, а юность в Киеве. В те годы прекрасно знала русский язык (есть ранние записи, где она поёт по-русски безо всякого акцента). Училась пению на родине отца в Таллинне, у русского педагога Варвары Малама. Это была единственная учительница одарённой девушки. Можно предположить, что у неё уже в то время проявились не только прекрасная внешность и великолепный голос, но и большая восприимчивость, позволившая быстро подняться к вершинам мастерства. Однако, её таланты в Эстонии оказались невостребованными и, выйдя замуж за немца, инженера Куно Фельша, она перебралась в Германию, где дебютировала на оперной сцене в не самое подходящее время, в 1934 году. Там Милица быстро заняла ведущее положение и получила прозвище «берлинский соловей». Записи этого периода (в том числе исполненный на немецком знаменитый романс Алябьева «Соловей» – «Нахтигаль мейн, нахтигаль») показывают её как обладательницу одного из лучших в 20-м столетии колоратурных сопрано. Покорял голос сильный, красивый, очень подвижный и с прекрасными верхними нотами. Но услаждать публику третьего рейха ей пришлось недолго, и, может быть, это во всех отношениях к лучшему. В 1936 году совладелец кампании Метро-Голдвин-Майер Ирвинг Тальберг услышал записи певицы, увидел её фотопортреты и за глаза подписал с ней контракт на 10 лет. Звезда оперы перебралась в Голливуд.

Её дебют за океаном произошел только через два года, но оказался одним из тех, о которых ходят легенды. «Большой вальс» имел оглушительный мировой успех. Зрителей совершенно не тревожило, что создатели ленты работали по сценарию, сделанному в соответствии с известным изречением Александра Дюма-отца «История для меня это гвоздь, на который я вешаю свои картины». Их привлекли сердечная интонация, динамичное действие, изобретательность отдельных сцен (классика жанра – фрагмент сочинения вальса «Сказки венского леса»), великолепная операторская работа (чего стоит эпизод, где главные герои танцуют под музыку недавно созданного произведения). Возможно именно эта сцена принесла “Оскара” оператору Джозефу Рутенбергу. Ко всему прочему, композитор и аранжировщик, русский эмигрант Дмитрий Темкин сделал вкусную окрошку из мелодий и ритмов Штрауса, лихо сочетая фрагменты из его произведений написанных в разные годы.

Может вызвать удивление, но Милица – дебютантка в голливудском показала себя не только обладательницей шикарного голоса, но и высокопрофессиональной драматической актрисой. Её Карла Доннер – женщина талантливая, знающая себе цену (как и создательница образа) и, в то же время живая, решительная, временами непредсказуемая – словом настоящая Женщина. Именно такой образ и нужен был для фильма-фантазии. Странно читать в ряде анонсов, что Карла “капризна и избалована”. Если бы это было так, разве бы она нашла в себе силы, отказаться от большого чувства в пользу успешной творческой карьеры ставшего дорогим для неё мужчины. Такой шаг возвышает экранный образ до истинного самопожертвования. На этом фоне двукратная обладательница “Оскара” Луиза Райнер просто потерялась, как, впрочем и слащавый Фернан Граве, совершенно опереточный Штраус. Глядя на Карлу Доннер веришь, что  пролетев метеором через жизнь композитора, она способна оставить глухое стойкое сожаление об упущенном счастье и остаться в его памяти на все последующие годы, несмотря на всю их успешность. Это и сделали создатели “Большого вальса” введя её “отблеск” в финальную сцену изъявления всеобщей народной любви великому венскому маэстро. И тем поставив в сюжете жирную романтическую точку.

К сожалению у такого удачного дебюта не стало достойного продолжения, хотя певица на время оставила оперную сцену и снялась ещё шести кинолентах, таких как: «Пражский студент», «Рыцарь империи», «Венера в шелках» и т д. От них остались только названия. В наше время эти фильмы мирно покоятся где-то на полках хранилищ; ни один из них даже близко не подошёл к успеху «Большого вальса». Скорее всего, причина неудач в посредственной режиссуре, не сумевшей использовать такой разностороний талант с уникальным голосом и внешностью королевы. Поэтому Милица довольно скоро вернулась в оперу, одно время была ведущей солисткой Метрополитен-опера, много гастролировала. Делала большое количество записей, среди которых вальсы Штрауса, естественно, занимали почётное место. Но исполняла она с блеском не только их. Среди известных мне записей запомнились неаполитанские песни и, в частности, “Фуникуля-фуникуле” Л. Денцы. В этой вещи певица устроила настоящий вокальный фкйерверк, такого ни в одной интерпретации мне больше слышать не довелось.Поражали не просто эмоциональность, но и феноменальная техника, часто и от души демонстрируемые верхние ноты. Может быть именно по причине их активного использования, они первые пострадали от времени.

А годы шли… Сценическая карьера Милицы Корьюс закончилась раньше времени, ибо, как пишут её биографы время поездки по Мексике певица попала в автокатастрофу и сломала ногу. После ухода со сцены посвятила себя семье и лишь изредка давала сольные концерты в США и Канаде.

Между тем, у «Большого вальса» оказалась своя непростая судьба. Начать с того, что в США и в Европе  в послевоенное время он был прочно забыт. Ныне кинолента даже не упоминается во многих опубликованных на Западе фильмографиях Жюльена Дювивье. Может быть, это произошло потому, что (как сейчас широко известно) ему помогали в работе над лентой известные голливудские коллеги Виктор Флеминг и Джозеф фон Штернберг. И только в СССР, где традиционно ценили хорошее оперное пение и настоящие голоса, у него оказалась стойкая слава. Первый раз фильм был выпущен в советский кинопрокат ещё в 1940 году, не дублированным, с субтитрами. На моей памяти старики вспоминали как Милица эффектно «подавала» диалоги и даже пытались воспроизвести её интонации в отдельных «ударных» репликах. Тогда он собрал аудиторию 25,7 млн. человек. Спустя ровно 20 лет лента вышла повторно, уже в дубляже и привлёкла ещё – 25,3 млн. Таким образом, общая посещаемость превысила 50 млн. человек. В годы войны единственной музыкальной конкуренткой Милицы стала только Дина Дурбин со своим знаменитым попурри из русских романсов в сентиментальной мелодраме «Сестра его дворецкого». Но и она, обладательница первоклассного лирического сопрано, не смогла превзойти ослепительный блеск экранной Карлы Доннер, так и оставшейся в памяти старшего поколения легендой, кружащейся в вихре «Сказок венского леса».

 

Отзывы.

Много лет назад мы увидели эту красивую и немного грустную, но полную солнечного света и искрящейся музыки историю в “трофейном” голливудском фильме. Конечно же, история выдуманная, но от этого еще более увлекательная. История о любви, увлечении, долге, верности. Не претендующая на какие-либо философско-психологические глубины, но искренняя и теплая.

И мне очень дороги воспоминания о фильме “Большой вальс”. Впервые посмотрела его, когда училась в 4 классе, и влюбилась во всех его героев сразу. Играя в куклы, пыталась воспроизводить сцены из этого фильма. А вальс “Сказки венского леса” запомнила и полюбила навсегда.

Один из любимых моих фильмов и моих родителей, которых уже нет со мной.

Уже, кажется, помнишь каждую сцену, а начинаешь смотреть и слушать и оторваться невозможно!

Божественный голос!!!!!!!! Она, конечно была чрезмерно аристократична для Голливуда… Потрясающая женщина!!!!! Пересматривала видео несколько раз !!!

Спасибо! Фильм моего детства, смотрела с упоением. И сейчас, когда показывают этот фильм, стараюсь не пропустить.

У нас на этот фильм в ретро-кинотеатре всегда аншлаг.

Нет слов… Одно из оставшихся с детства ярчайших впечатлений, когда они едут на повозке через лес… Право же – не могу даже ничего сказать. Спасибо Вам огромное – эти воспоминания очень дороги мне – эта музыка, эта певица, это кино…

Большой вальс (1938) – Жюльен Дювивье: 3 комментария

  1. Я, Божьей милостью, писатель, но совсем неизвестный. Смотрела фильм в отрочестве. Очень нравился. С упоением смотрела много раз. Потом выросла, увлеклась музыкой, многими видами искусств. Позже стала писать. И на Пасху от грусти и одиночества решила вновь посмотреть фильм. Покорена талантом и главной героини – Милици, и другими артистами, самой музыкой. Когда я смотрела ныне фильм, я плакала и просила Бога даровать мне талант также покорять людские сердца, вести их к красоте и очищению. Спасибо! Сайт Стихи.ру Лариса Розена 1, там, с Божьей помощью написанные, мои книги, там же есть и рассказ о Иоганне Штраусе – Вечная любовь Как он гастролировал в России и полюбил русскую аристократку – Ольгу. Заходите.С теплом Л

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>