«Корабль дураков» (1965) – С. Креймер

Триада знаменитых имен, объединила художественное явление под таким названием. Себастьян Брандт – немецкий сатирик 15-го века, Кэтрин Энн Портер крупная американская писательница 20-го столетия и Стенли Креймер – известный кинорежиссёр. Первый написал сатирическую поэму «Корабль дураков» где зло и метко высмеял пороки и глупость современников. Вторая взяла название поэмы заглавием к своему единственному роману, ставшему явлением в мировой литературе, третий создал на его основе лучший американский кинороман 1960-х годов.

Принцип избранный Кэтрин Энн Портер прост и неоднократно использовался в мировом искусстве. Группы людей, объединённые каким-либо транспортным средством, выступают во многих произведениях моделью большой общности людей (социальная группа, этнос, человечество). Соответственно и проблемы стоящие перед ними касаются всех. Как на комфортабельном немецком лайнере с символическим названием “Вера”, который плывет с многонациональным составом пассажиров в Германию. И время путешествия выбрано не случайно – незадолго до прихода Гитлера к власти. Ещё не родился “третий рейх”, но на борту “Веры” уже начинается расслоение граждан Германии  на “чистых” и “нечистых”, “полноценных” и “неполноценных”. А рядом с ними латиноамериканцы, англичане, иные прочие – те, что ещё не ощутил рокового воздействия грядущих перемен в центре Европы на весь мир и свои судьбы. Они живут своими проблемами, любят, ссорятся, ненавидят друг друга, вовлекая немцев в свои отношения. И все вместе находятся в плавании, имя которому – жизнь. С одной стороны книга говорит о социально-психологических предпосылках возникновения фашизма. Но, вместе с тем, она о расовых и социальных предрассудках, ненависти и жестокости, о взаимопонимании и его отсутствии – всех тех проблемах, которые стоят перед человечеством сейчас, в начале 21 века и, кажется, будут преследовать его долго. Заметим, при всей внешней объективности повествования автор меньше всего стремилась стать в позу беспристрастного наблюдателя. Как сказала она сама: «Я тоже  странствую на этом корабле». Сказанное поясняет насколько сложная задача стояла перед создателями экранизации. Роман полифоничен, в нём много мелодий – сюжетных линий – и каждая что-то добавляет в общую картину этого “ноева ковчега”. Естественно, при создании сценария пришлось жертвовать многими важными для понимания концепции писательницы линиями. (Хотя, нужно отдать должное сценаристу Эбби Манну и его соавтору Кэтрин Энн Портер, они сумели сохранить присущие книги неприятие и нетерпимости к фашизму, к тоталитаризму и расизму). Однако, экранный вариант требовал большей драматической остроты ситуаций, поэтому пришлось пойти на ряд изменений. Так, рейс «Веры» происходит не в середине 1931-го, как в книге, а в начале 1933 года, за считанные дни до прихода Гитлера к власти. Такой перенос позволил резче показать лицо нацистов и их пособников. Для усиления «смотрибельности» ленты было усилено звучание лирических линий, хотя гуманистический настрой произведения сохранился. В целом, книга «похудела» по смыслу, но даже в таком, приближенном к требованиям американской кинопродукции своего времени, варианте, оставалась «крепким орешком». Киноверсия произведения оказалась почти так же густо населёна персонажами, как и роман, и от режиссёра требовалось просто виртуозное искусство в работе с таким большим коллективом актёров. Но Стенли Креймер всегда славился своим умением подчинять своим замыслам самых разных по таланту исполнителей и добиваться от них того, что нужно ему. Он справился со сверхсложной задачей и, как выразился один из критиков «мастерское соло каждого из персонажей искусно сведено режиссёром-дирижёром в оркестровую партитуру».

Зрителя, конечно, привлекает в первую очередь история трёх женщин: стареющей американки, её соотечественницы – молодой художницы и таинственной Contessa – Графини.  Интересно то, что почти во всех предыдущих лентах Креймер работал с мужчинами, но в “Корабле дураков” мы видим три просто потрясающие по силе женских образа. Прежде всего это Мэри Тредуэл – последняя роль Вивьен Ли. Её героиня только что развелась с мужем-ревнивцем и едет в Европу. Одинокая путешественница, у которой в жизни, похоже, только и осталось что “охота к перемене мест”. Актриса мастерски создала её портрет, проявив инициативу, так именно она настояла на включении в фильм отсутствующей в сценарии сцены, где Мэри, оставшись одна в коридоре, вдруг начинает отчаянно отплясывать чарльстон. По мнению всех, кто видел фильм, отмеченный фрагмент прекрасно характеризует эту женщину. На одном борту с ней загадочная Графиня в великолепном исполнении Симоны Синьоре. У её персонажа бурное прошлое. Она принимала участие в различного рода политических выступлениях и теперь её ссылают на Тенерифе Как раз в те годы актриса была в самой силе. Незадолго до этого она была удостоена “Оскара” за роль в английском фильме “Путь наверх” (в советском прокате «Путь в высшее общество»). А здесь Симона сыграла ещё одну одинокую несчастную пассажирку, покорившую силой своей увядающей красоты и обаяния симпатичного немца-судового врача, которого в фильме значительно омолодили (отличная работа Оскара Вернера). И, наконец, Дженни Браун молодая женщина, страдающая от невнимания любовника-художника в ярком и темпераментном исполнении Элизабет Эшли (на фото слева). Эта актриса (1939) начала сниматься с семи лет и к настоящему времени число фильмов и сериалов с её участием приближается к сотне. Однако, Дженни в «Корабле дураков» и до сего дня остаётся одной из наиболее ярких её ролей.

Пожалуй, ярче всего нравы на борту Веры проявляются в отношении «расово неполноценных» пассажиров. Таких оказалось трое и, волею корабельной власти, они быстро оказались в судовом ресторане за одним столиком – столиком изгоев. Среди них еврей-торговец, Юлиус Левенталь «с очень заразительным чувством юмора», который (ирония судьбы) продаёт сувениры  католическим церквям. Бизнес вынуждает его разъезжать по разным странам, а ныне он возвращается на родину в одной каюте с нацистом по убеждениям Рибером. Наивность Юлиуса,при взглядах на политику объяснима; он сражался за «фатерланд» во время Первой Мировой, получил «Железный крест» 2-й степени. Сейчас ему (как и многим соплеменникам) приходится  пытается наладить отношения с соседом-нацистом, в то время, как тот спит и видит уничтожение всех евреев. Из их диалога пошёл знаменитый анекдот. «Евреи приносят нам несчастья» – возглашает Рибер. «Конечно, – отвечает Левенталь – евреи и велосипедисты»… Ему присуща своеобразная гордость Немецкие евреи – это нечто особенное. Сначала мы немцы, и только потом – евреи». И наивная уверенность: «В Германии почти миллион евреев, Что они сделают с нами? Убьют нас всех?». Недооценил Юлиус запал фашистов, недооценил. Недаром авторы фильма устами Глокена говорят ему: «Вы самый большой глупец на этом корабле». Рядом с ним Вильгельм Фрейтаг – немец, отрекшийся под воздействием нацистской пропаганды от жены-еврейки. Теперь у него мучения совести – чувство неизвестное поборникам «истинно германского» духа – для них он изгой. Его «ссылают» в компанию к Левенталю и Глокену и Юлиус говорит ему утешительно: «За этим столиком компания намного лучше».

Особую роль в фильме занимает Карл Глокен (Майкл Данн). Этому горбуну, мелкому лавочнику, также едущему на родину, Крамер поручил самые значительные ремарки от автора. Карл называет «Веру» кораблём дураков и перечислив их разновидности говорит зрителям: «и, как знать, если приглядитесь, можете найдёте здесь даже и себя». Он не единственный критик на борту. Жизнь на лайнере, по мнению доктора Шумана «глупа и бессмысленна», Мэри Трэдуэл вторит ему «столько зануд собралось на этом корабле». Равнодушием таких «зануд» пользуются диктаторы всех мастей разных времён. Недаром Глокен завершает фильм репликой: «Так и слышу, как вы говорите – какое отношение это имеет к нам? Никакого!» и покидает кадр с иронической улыбкой. О присутствующих не говорят, но имеющий уши, да слышит.

Надеюсь, что этот фильм пробудит интерес к Стэнли Креймеру – яркому американскому режиссеру 1950-х – 1970-х. Многое из его творчества ныне устарело, но лучшие его работы, на мой взгляд, выдержали испытание временем. Это настоящее, большое кино. Хотя, сам Креймер с большой долей самокритики заметил: «Когда я делал „Корабль дураков“, я думал что он станет величайшим фильмом всех времен и народов, но ошибся. Пересматривая его, сейчас вижу, что это была неплохая работа и фильм не зря получил 9 номинаций на Оскара. Но от совершенства он далек».

А теперь, традиционно несколько отзывов и, обратите внимание на ту страстность с которой современный зрители оценивают идеи и образы старого фильма. В их неравнодушии лучшая похвала.
Такому звездному составу позавидовало бы любое небо. Тот факт, что это последняя актерская работа знаменитой красавицы Вивьен Ли, может заинтересовать даже самого прожженого нелюбителя качественного кино.
Как и многие работы Стэнли Крамера – фильм острый в социальном плане. Много характеров, показывающих некий концентрат человеческой глупости. Не смотря на то, что фильм 1965 года, он актуален сегодня как никогда – предрассудки, глупые установки, расизм, разложение гламурного общества – все это на одном корабле.
Фильм бьет прямо в цель – в мозг обывателя, который, порой, не задумывается о своих поступках и мыслях.. Игра актеров – просто великолепна!
«Корабль дураков» — это фильм о человеческом равнодушии, презрении, ненависти, подлости. В нём рассказывается о сложнейших взаимоотношениях между людьми, которым довелось плыть на одном корабле. Не случайно данный фильм выполнен в чёрно-белых тонах, хотя технологии кинопроизводства 1965 года вполне позволяли снимать цветные фильмы. По впечатлению он очень тяжёлый, но, безусловно, один из лучших в своём жанре. И снят просто великолепно!
Фундаментом Зла является разобщённость общества, взаимная ненависть, подпитываемая предрассудками — на корабле присутствуют инвалиды и здоровые, богачи и бедняки, творцы и бизнесмены, продажные твари и честные люди, молодые и старые. Озлобленность подгоняет закипающая зависть. Корабль символизирует тот котёл нестерпимо обжигающий, в собственном соку варящееся общество. Портер, а вслед за ней и сценарист Эбби Манн выражают идею обречённости подобного общества.
Крамер умело балансирует на острие сатиры и драмы, и в этом ему грандиозно помогает актёрский ансамбль — стоит отметить циничную кокетку в исполнении великой Вивьен Ли (учитывая, что это последняя её роль в кино, очень печально наблюдать за её усталой, поблекшей, невыразимо разочарованной героиней), шутника обаятельного в исполнении карлика Майкла Данна (пусть это, по всей видимости, единственная яркая роль в карьере актёра, но она обессмертила его), а также чуть ли не разрывающий сердце зрительское дуэт графини и судового врача — чудесной, незабываемой, гениальной пары Симоны Синьоре и Оскара Вернера. Клянусь, они так обвораживают одним присутствием в кадре, что хочется прыгнуть на корабль и вместе с ними плыть навстречу неспешной Смерти. Такой «химии» между актёром и актрисой, пожалуй, не увидишь больше ни в одном фильме. Что-то удивительное, первые несколько минут мозг просто отключается, видя не игру, но на самом деле искреннюю любовь между ироничной графиней и скептичным доктором-романтиком. Покорён безоговорочно.
Назвать фильм классикой – значит обесценить его до несмотрения, я бы назвала этот фильм ключом к разгадке себя. Он достаточно длинный, но смотрится на одном дыхании. Очень рекомендую.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>