Фатерланд (США, 1994) Режиссёр К. Менол

Длительность 106 минут

Экранизация первого романа английского писателя Роберта Харриса (р 1957), ставшего в начале 1990-х бестселлером. По жанру это фантастика на темы альтернативной истории, в книге повествуется о геополитической ситуации, которая могла бы сложиться в случае победы Гитлера во Второй Мировой войне. Представьте: Третий рейх простирается от Ирландии до Урала. Население Германии возносит молитвы не Б-гу, а фюреру, межнациональные сексуальные контакты, как и раньше, караются законом. СС контролирует все сферы жизни законопослушных граждан. Затяжные сражения с Россией, ставшей азиатской державой, происходят далеко и мало беспокоят метрополию. Возвышение США, разгромивших Японию, стало свершившимся фактом. Две сверхдержавы рано или поздно должны договориться о разделе сфер влияния. И такая попытка, по Харрису, должна произойти через четверть века после трагических событий сентября 39-го, но предстоящему соглашению препятствует (нетрудно догадаться) еврейский вопрос. Как же это представлено в книге и в фильме?

Действие ленты происходит в Берлине в 1964 году, когда между бывшими противниками должны начаться переговоры. Рейх готовится к празднованию 75-летия Адольфа Гитлера и по этому поводу в Германию впервые должен состояться визит Президента США Джозефа Кеннеди-старшего. События развёртываются с загадочного преступления, которое поручают расследовать следователю СС Ксавьеру Марчу (Рутгер Хауэр). Выловленный в пруду покойник со следами насильственной смерти, по фамилии Мюллер, был важной шишкой в нацистской верхушке, причастной к репрессиям против евреев. Примерно в это же время для освещения встречи глав двух держав в столицу рейха прибывает множество журналистов, и среди них репортёр Чарли Магуайр (Миранда Ричардсон), дочь немки и англичанина, вывезенная из Берлина младенцем. Она видит портреты Гитлера на каждом шагу и показное добродушие властей скрывающее тотальную слежку. В тот же день ей подбрасывают фотографии и записку с адресом герра Штукарта – человека много знающего о закулисной стороне деятельности нацистов. Однако, когда Чарли прибывает по указанному адресу, Штукарт лежит с пулей в голове и уже не подаёт признаков жизни. Марч, узнавший о втором преступлении,  быстро устанавливает участие в обоих одного из своих непосредственных начальников – генерала Глобуса. Вскоре некие могущественные силы советуют ему не заниматься этими делами, если он заинтересован в успешном продвижении по службе.Однако, настырный офицер продолжает своё расследование и привлекает к нему Магуайр. Раздобыв материалы в центральном архиве (50 миллионов папок по всем сферам деятельности НСДАП) они устанавливают, что одна из попавших к ней фотографий сделана в Ванзее, в день, когда нацистские бонзы согласовали план «окончательного решения еврейского вопроса». Здесь же Марч узнаёт потрясающую новость: все изображённые на снимке чиновники, кроме одного – Лютера – убиты. Он в приказном тоне требует от Чарли немедленно покинуть Берлин, однако настырная репортёрша вместо этого отправляется в подземку на встречу с… Лютером. Тот требует помощи в бегстве из Германии для себя и своей любовницы, актрисы Анны фон Хаген, обещав взамен передать некие сверхсекретные данные. Но за ним уже идёт погоня и ему не удаётся, уйти живым. Более того, слежкой установлено с кем этот чиновник встречался в метро и за Чарли и за помогающим иностранке Марчем начинается настоящая охота. Тем не менее, храбрецам удаётся забрать у заядлой антисемитки Анны потрясающие бумаги с детальным описанием уничтожения 6 – 7 миллионов евреев. Они первые кто увидел страшные документы и леденящие душу фотографии, сделанные на местах массовых казней. Марч и Чарли находят способ и передают бесценную информацию президенту США, прилетевшему в Берлин. Встреча в верхах сорвана – Джозеф Кеннеди возвращается в Вашингтон. Главные персонажи гибнут. Послесловие от лица сына Ксавьера сообщает зрителю, что без союза с Америкой великий рейх развалился, и он рад быть наследником своего отца. Последний символический кадр – плакат «Дети – наше будущее» ставит в повествовании увесистую точку.

Не отличаясь особыми художественными достоинствами «Фатерланд» сделан уверенной рукой и до сих пор смотрится неплохо. Создатели фильма достаточно подробно и добросовестно пересказали книгу. Кристофер Менол излагает её в умеренном темпе, сделав из фантастики нечто среднее между психологической драмой и мелодрамой. Дуэт главных исполнителей смотрится профессионально. Кстати, бытующая в интернете копия с русским дубляжом была сделана студией «Варус-видео» (логотип VV), которую отличала грамотная работа с зарубежными фильмами. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>