Ханна Арендт (Германия, 2012) Режиссёр М. фон Тротта

Длительность 113 минут

Обращение известного режиссёра к биографии знаменитой немецко – еврейской общественной деятельницы, философа, политолога, педагога Ханны Арендт (1906-75). Причём создатели ленты поставили в центр сюжета события всего трёх лет из жизни своей героини – 1961 – 1964 год.  Действие начинается с того момента, как главная героиня получила известие о готовящемся в Иерусалиме процессе над одним из организаторов Холокоста Адольфом Эйхманом. Ханна отправилась в Израиль, как корреспондент газеты «The New Yorker». Там она хотела разобраться в природе фашистской ненависти по отношению к евреям и определить меру нацистской ответственности за геноцид против целого народа. Для этого ей пришлось тщательно записывать процесс, анализировать его, обобщать свои умозаключения в статьях, появляющихся за океаном. Под пером исследовательницы возникла картина, которая опиралась не только на факты её жизни, но и на  опыт общения с европейскими умами на протяжении нескольких десятилетий и, при этом, совершенно не укладывалась в сложившиеся рамки понимания Катастрофы европейского еврейства.

Обнародованный ею новый подход  вызвал против неё волну возмущения и поделил многих людей на сторонников и противников этой незаурядной женщины. В фильме нашли отражение следующие аспекты взглядов Арендт, отразившихся в её книге “Эйхман в Иерусалиме – доклад о банальности зла”.

1. Характеристика самого преступника. По её мнению Эйхман – не монстр, не садист, а «ужасно и ужасающе нормальный» человек, служака, карьерист. Она считает его рядовым представителем  массы нацистских преступников и бюрократов Третьего рейха. Их вина не в патологической жестокости и даже не в фанатичной вере в фашистские идеалы, а в том, что они бездумно пошли на службу бесчеловечной системе, не попытавшись задуматься над её нравственной природой. Став частью огромного механизма эти люди не переродились, а просто занимались самообманом, убеждая себя в полезности своей преступной деятельности. На материале оценки деятельности этих «человекообразных» Арендт сформулировала один из своих наиболее популярных терминов – понятие “банальности зла” – не как дьявольского намерения, но именно как бездумного, непонимания последствия своих действий. “Самое большое совершенное зло это зло совершенное ничтожеством, то есть человеческим существом, которое отказываются быть личностью” – говорила она.2. Очень спорная точка зрения по которой в Холокосте оказались виновны не только нацисты, но и сами евреи. По мнению Ханны  антисемитизм ХХ века во многом стал следствием и результатом поведения евреев предшествующих веков, их стремления войти в европейскую цивилизацию, стать англичанами, французами, немцами и т д «моисеева закона». Именно поэтому иудеи оказались в плену у традиционных стереотипов о культурности “передовых” государств. Все помним как германские евреи не воспринимали угроз, открывали двери полиции, откладывали бегство, не осмеливались на бунт; как главы общин отмалчивались, избегали осуждать нацистские расовые законы. А евреи завоёванных стран послушно формировали «еврейские советы» и так же безропотно составляли списки будущих узников гетто и лагерей. Арендт откровенно упрекала европейских евреев, а особенно их лидеров, в обмане, самообмане и – даже в коллаборационизме, вплоть до уничтожения своих соплеменников в концлагерях. В качестве ответа на любые замечания о несоизмеримости вины нацистов и вины юденратов она отвечала, что ошибки, совершенные ее народом, волнуют ее гораздо больше, чем ошибки, совершенные другими народами.

3. В продолжение осуждения позиции лидеров европейского еврейства Арендт критиковала и Израиль По её мнению, стремление еврейского государства продемонстрировать самостоятельность и независимость от мировых держав, привело к тому, что Израиль необоснованно присвоил себе право выступать от лица евреев всего мира. Для осуждения фашизма и его преступлений в данном случае нужно было собирать международный суд. По мнению Ханны лидеры еврейского государства не сумели увидеть в Холокосте принципиально нового феномена, а продолжали еврейскую традицию рассматривать современные события как повторение былых гонений и погромов, только в большем масштабе.Даже беглая оценка взглядов главной героини фильма говорит о том, какую сложную задачу поставили перед собой его создатели и, прежде всего, исполнительница заглавной роли многоопытная Барбара Зукова. На основании откликов трудно определить концепцию ленты и сделать оценку  работы актрисы, но вспоминая её работу в старом фильме того же режиссёра «Роза Люксембург» можно рассчитывать на убедительное воплощение ею образа Ханны Арендт (аннотация составлена по трейлерам и различным источникам и будет дополнена после просмотра фильма)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>