Святая земля (Израиль, 2001) Режиссёр Э. Горлин

Длительность 96 минут

Этот фильм вызвал на рубеже веков внимание нескольких фестивалей и активную полемику в американской прессе. И сейчас можно без труда найти свыше 20-ти развёрнутых рецензий на эту ленту, чем не могут похвастаться и кинокартины более поздних лет выпуска. При этом критики дружно отмечают несовершенство формы, приблизительность многих решений, отсутствие оптимального ритма но, тем не менее, расписывают сюжет и высказывают свои оценки поведения действующих лиц. Эмоциональность откликов скорее всего объясняется искренностью интонации и знанием изображённой в фильме атмосферы. Ведь в основу сценария легли автобиографические заметки Эйтана Горлина, выходца из американской еврейской семьи, сына раввина, прошедшего путь от «ешиботника» в Святой земле до кинорежиссёра. Он вывел на экране представителей различных социальных групп, национальностей и взглядов, сосуществующих в Израиле большей частью мирно, но иногда и конфликтно. Смешанное происхождение главного персонажа отразилось на диалогах. Во многих сценах органично сосуществуют иврит, английский и арабский языки. Что же могло привлечь к ленте зрителей разной степени подготовленности.

В основе сюжета приключения 20-летнего Менахема – Менди Вейнбаума (Орен Рехани) студента ешивы в оплоте религиозников – Бней-Браке. Его всё время влекло за пределы религиозной традиции и это влияло на его прилежание. Видя, как ученик мается разрываясь между влечениями плоти и изучением «Сиддхарты» Германа Гессе, один из преподавателей дал ему рискованный и нетрадиционный совет. Он порекомендовал юноше посетить продажную женщину и вернуться освежённым и более способным к умственной работе. Менди отправился в Тель-Авив, где попал в «массажный салон» под названием «Любовная лодка». Здесь произошла его встреча с «шиксой» – русской проституткой называющей себя Саша. (Обратим внимание: этот образ в фильме создаёт не какая-нибудь «эмигрантка» из СНГ, а настоящая израильтянка Шелет Семель). Она быстро лишила ешиботника невинности, а тот, естественно, проникся к своей первой женщине нежными чувствами. Так началась для него путешествие в реальный мир, где не задумываются о духовности, зато есть ругань, секс, насилие и наркотики, одиссея растянувшаяся на длительное время. Следуя логике развития сюжета, Мэнди испросил у родителей разрешения перебраться «для укрепления веры» в Иерусалим, где можно каждый день молиться у Стены плача. Но вместо этого, он устроился на работу в бар одного их клиентов Саши, бывшего военного фотографа Майка (Сол Штейн), чьё отношение к бывшему «датишнику» представляло собой смесь дружбы и покровительства. Его заведение оказалось местом встреч подозрительных личностей и просто людей не нашедших своего места в жизни. Среди них такие колоритные персонажи, как арабский контрабандист Рази (Альберт Хау) и бывший американец, а ныне супер-патриот и поселенец с Западного берега известный под кличкой «Истребитель» (Арье Москуна). В Израиле он стал ярым поборником еврейского освоения «территорий», а лучшим средством защиты считал постоянно находящуюся с ним винтовку М-16. Неудивительно, что Мэнди начал вовлекаться в различного рода приключения – сего стоит его поездка на «территории» и помощь в транспортировке неких пакетов (наркотики?).

Все рецензенты дружно обращают внимание на актёрскую работу Шелет Семель и считают созданный ей образ самой большой удачей фильма. Её героиня, 19-летняя уроженка не то России, не то Украины, не от хорошей жизни попавшая в Землю обетованную. Было у неё в прошлом и нечто светлое, о чём говорит встреча девушки с бывшим учителем музыки, евреем, совершившим алию. За последнее время она насмотрелась на цинизм мужчин разных этносов, и вполне органично звучит в её устах фраза: «Я надеюсь, что евреи и арабы будут убивать друг друга до тех пор, пока никого не останется”. Попав в рабство Саша вынуждена выживать и проявляет завидную жизненную стойкость, но, как и всякая нормальная женщина, она мечтает о личном счастье. К наивному, застенчивому юнцу секс-рабыня относится как к очередному клиенту и не склонна проявлять эмоции, однако его непосредственность и сердечность постепенно растапливают лёд; девушка проникается к нему нежными чувствами и следует за ним в Иерусалим. Мэнди также привязан к ней, они начинают строить планы как получить документы и вместе перебраться в США. Это непросто, ибо у Саши проблемы с гражданством, но преодолимо. Вместе с тем, главная героиня выглядит не только волевой но и эмоциональной, склонной на неожиданные поступки. То она предлагает бойфренду выехать на природу и они выезжают куда-то на территории, то обстригает ему пейсы с одной стороны головы. Тем самым Саша на какое-то время привязывает его к себе; не может же он показаться родителям в таком недостойном виде.Однако влюблённость ешиботника, столкнувшегося с реальностью не могла быть долгой и Майк первый из персонажей фильма, начал это понимать. Шквал страсти прошёл. Хотя Саша с трудом, но оформила документы и у пары появилась возможность ехать в США, главный герой растерялся, встревожился. Его пугали разрыв с привычной средой, самостоятельная жизнь и необходимость принимать практические решения. Об этом косвенно говорят его придирки к подруге. То его разозлило, что её настоящее имя – Наташа. «Как, значит ты меня обманывала?» То он начал выяснять со сколькими мужчинами она спала, пока добыла заветные бумаги. В этой ситуации Саша повела себя просто и логично. «Знаешь, – сказала она юнцу, – езжай-ка ты к семье». Так и закончилась эта история. В заключение пара цитат из рецензий на фильм, найденных в интернете.

Святая Земля” предлагает нам захватывающий взгляд на сложные социальные, религиозные и политические процессы, присходящие в священном городе Иерусалиме. Центральный внутренний конфликт фильма – между религиозными убеждениями молодого религиозного студента и его желанием испытать запретные соблазны из светского мира не слишком оригинальна. Тем не менее, показанная профессионально и на фоне непростого культурного противостояния, она интригует и может вызвать интерес на фестивалях и у зрителей».

«Перед нами история любви, которая возникает в борделе и развёртывается в более широкую картину того, как политические потрясения и личные качества могут влиять на усилия людей  решать свои личные проблемы. был Сценарист и режиссер фильма “Святая Земля” Эйтан Горлин придал названию своей ленты оттенок иронии, учитывая тёмные стороны стороны жизни, которые в нём изображены».

(отзыв не закончен, так как автор видел только трейлер и пользовался при создании текста различными печатными источниками)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>