Музыкальная шкатулка (США, 1989) Режиссёр К. Коста-Гаврас

Длительность 120 минут

Музык1Очень содержательный фильм, поднимающий проблемы неотвратимости наказания за преступления против человечности, судьбы преступников укрывшихся от наказания и трагедии их детей не знавших о прошлом своих отцов. США, конец 1980-х. Добропорядочный американец, в прошлом эмигрант Майкл Ласло (Армин Мюллер-Шталь) обвинён в массовых убийствах евреев и цыган Венгрии осенью 1944 года, Он совершал их будучи активным участником фашистской организации «Скрещенные стрелы». Почтенный старик, отработавший 37 лет на сталелитейном заводе, где у него много хороших друзей, сослуживцев глубоко возмущён и объясняет это событие преследованиями со стороны коммунистов, которых ненавидел всю жизнь. Его дети также не верят в страшное прошлое своего отца, а дочь – известный адвокат Энн Талбот (Джессика Ланж) берётся доказать невиновность Майкла.

В ходе судебного разбирательства, (кстати, проводимого судьёй-евреем Эрвином Сильвером) улики против обвиняемого оказались недостаточными. Следствию не помог даже перенос заседаний в Будапешт и Энн с блеском выиграла процесс. Но уже после победы она нашла старую музыкальную шкатулку в которой оказались спрятанными фотографии запечатлевшие молодого Майкла – Мишку, как его называли в Венгрии, во время расправ над евреями.Музык4

Создатели ленты показали себя в ней большими мастерами. Джо Эстерхаз написал по-настоящему интересный, психологически насыщенный сценарий, а Коста-Гаврас впечатляюще его поставил. А ведь с точки зрения жанровых рамок «Музыкальная шкатулка» – традиционная судебная драма. (Таких в США отсняты тысячи и лищь немногие из них запомнились) Значительная часть её действия развёртывается в одних и тех же интерьерах. Но нужно видеть, как режиссёр организовывает действие, как использует высокий класс исполнителей. Здесь в первую очередь следует назвать ведущий дуэт Армина Мюллер-Шталя и Джессики Ланж. Шталь представляет Майкла Ласло, как законопослушного американца правых взглядов, примерного отца и деда. Он не прочь обратиться за поддержкой к согражданам  всячески декларирует верность идеям новой родины. Он будет даже общаться с евреями, ибо таковы правила демократической игры за океаном. Всё понятно, все искренне и безобидно. Вот только почему у этого человека такие пустые холодные глаза? Это небольшая деталь, но как чётко она характеризует  его «второе дно». И рядом с ним – дочь Энн. Джессика Ланж играет обаятельную женщину и профессионала высокого класса. Вера в отца – один из краеугольных камней её жизненного кредо, поэтому она берётся его защищать. На вопрос: «Чудовище отец или нет?», она отвечает: «Я его дочь. Я его знаю лучше всех». И до последнего борется за дорогого ей человека, уверенная в его невиновности. Дочерняя любовь побуждает её быть изобретательной, искать и находить всё новые и новые, традиционные, даже рискованные приёмы. Именно убеждённость помогает ей победить, но какова же трагедия Энн, когда она узнаёт, что обвинения оказывается были справедливыми и отец в прошлом – жестокий убийца. Музык3

За роль Энн Талбот Джессика Ланж номинировалась на «Оскар» 1990 года. Фильм отмечен высшей наградой Берлинского кинофестиваля. Для зрителей интересующихся проблемами Холокоста и всех любителей хорошего кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>