Сумасшедшие герои (США, 1995) Режиссёр Д. Китон

Длительность 95 минут

Сумасшедш1Симпатичный режиссёрский дебют известной актрисы Дайан Китон. Экранизация автобиографической книги Франца Лидза. Сильно ассимилированная, американская еврейская семья начала 1960-х показана на экране  глазами ребёнка.  Перед нами: папа, Сид Лидз (Джон Туртурро), его жена Сельма (Энди МакДауэлл) и двое детей — Сэнди и Стивен (Натан Уорт). В центре малого микрокосма, конечно же глава семьи – неистовый изобретатель, настолько вошедший в мир своих, большей частью непрактичных, усовершенствований, что сын считает его инопланетянином.  Свои деяния отец запечатлевает на кинокамеру; нужно же собирать семейный архив! Возможно это материал для показа родственникам, коих у Лидзов обилие? Но двоих из них все дружно не переваривают – это братья Сида и, следовательно, дяди Стивена: Артур (Мори Чайкин) и Дэнни (Артур Ричардс). Первый – патологический накопитель выброшенных вещей, обходящий все мусорные контейнеры и не только их. Второй – страдает манией преследования на еврейской почве.

Почти в начале действия мы узнаём о большой беде в семье – у Сельмы нашли рак и надежды на излечение нет никакой. Обстановка в доме тяжела, да и в школе Стивен не может самоутвердиться, Поэтому однажды вечером подросток сбегает и не куда-нибудь, а к полоумным родственникам. Сумасшедш51Так в кадре появляется невероятно захламлённая большая квартира братьев, в которой они живут, как в осаде, опасаясь владельца дома, пожарной инспекции, или каких-либо непрошенных гостей. Конечно, общаясь с Дэнни можно слышать откровения типа: «Эйзенхауэр терпеть не мог евреев, а его прозвище Айк – начальные буквы слов бей жидовскую шайку». Или «айдахо на языке племени чероки значит ненавидящий евреев». Но это только внешнее оформление их состояния. Если копнуть глубже в безумии братьев есть вполне определённая система. Артур тащит отовсюду в дом ненужные вещи, ибо считает необходимым сохранять воспоминания. По его убеждению, выловленные из канализации детские мячики таят в себе голоса владельцев, подобно тому как в ракушках живёт шум моря. Более того, в его «развалах» хранятся альбомы, где “в фотографиях ушедших людей таятся мечты, которые подобны воспоминаниям; их также легко потерять”. Общаясь с Артуром и Дэнни мальчик открывает для себя удивительную силу фантазии. И, так как Стивен активно включается в такую игру, дядюшки скоро его производят в гении, дают ему новое имя. Теперь он Франц Лидз, а это почти Франц Лист – великий человек. Значит и племянник когда-нибудь прославится. Сумасшедш4Однако стремление братьев сохранить память имеет ярко выраженный еврейский акцент. Братья каждый день читают перед едой браху (благословение) на пищу. Для Стивена это новость: его папа открыто не признаёт себя иудеем. Он откровенно пеняет братьям: «Зачем вы заставляете его (мальчика) молиться? Я за то, чтобы он на свои силы, а не надеялся на боженку сидящего на небесах». На это Дэнни даёт ему ответ совершенно в духе традиции: «Если ты предаёшь веру своих отцов, то попадёшь в Геенну». , кстати, именно он сообщает подростку о близящейся бар-мицве и направляет его к раввину, готовиться к этой церемонии, то есть учиться читать Тору. Папа, скорее всего не допустил бы такого отступления от правил его семьи, но на сторону дядьев встала умирающая Сельма, которой он не осмелился перечить. Не в этом ли сохранении еврейской памяти есть нечастая для современной Америки доля мужества и не здесь ли скрыт смысл названия ленты? Так или иначе, но нам показывают бар-мицву и последовавшую вскоре после этого дня смерть Сельмы. В обрушившемся на семью горе память та сила, которая сохраняет единство Лидзов, делает их семьёй. Сумасшедш2Режиссёрски дебют Дайан Китон сделан просто и со вкусом. Смотрится и сыгран хорошо. Представляет собой примечательный фильм – размышление о необходимости сохранения еврейской памяти и традиции. Для любителей хорошего кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>