Ленинград 46 (сериал Россия, 2014 -15) Режиссёр И. Копылов

Длительность 45 минут х 32 серии
Ленинград461Примечательный сериал в котором детективная интрига сочетается с извечно русскими вопросами что делать и кто виноват. Полуразрушенный Ленинград, ещё не отошедший от ужасов блокады и бесчинства человеческой “накипи”, породившей дикую волну преступности. Гнетущая обстановка последних лет сталинской эпохи, когда, основанная на страхе и рабском послушании тоталитарная система беспощадно подавляла отдельную личность. В таких условиях героям фильма приходилось делать нравственный выбор от которого зависела их дальнейшая судьба. Главный персонаж — бывший преподаватель ЛГУ Игорь Данилов (Сергей Гармаш) прошёл фронт, плен, советский лагерь, штрафбат, снова фронт, тяжёлое ранение. За время войны его комнату в Ленинграде отдали другой семье, жена Люся с дочерью ушла от него навсегда. Интеллигентного педагога доведённого до предела отчаяния пригрели в одной из хорошо организованных банд. Здесь он разуверился в прежних идеалах, прошёл беспощадную школу выживания и под кличкой «Учитель» стал одним из заправил преступного мира. Его история — стержень для масштабной, многоплановой реалистической панорамы. Её частью оказались три варианта судеб советских евреев – участников и жертв этой исторической драмы. Охарактеризуем их их в том порядке, в каком они появились на экране.

Первый из них – одесский еврей, перебравшийся в Ленинград ещё до войны, ювелир, антиквар и, одновременно, скупщик краденного Фима Шрайман (Андрей Шарков). Толстый уже немолодой и трусливый человек, старательно игравший «божьего одуванчика» (см кадр ниже) он и был бы таким, если бы не постоянная страсть к наживе руководившая всеми его помыслами. Можно только догадываться какие богатства этот делец нахапал в трагическое время блокады, когда тысячи состоятельных горожан либо отдавали ценности за кусок хлеба, либо попросту умирали от голода. После войны Фима получал солидный «навар» от продажи приносимых бандитами ворованных ценностей. Его главнымЛенинград462 клиентом в первых сериях стал один из наиболее жестоких «авторитетов» Питера «Витя-музыкант». Однажды залётный гастролёр «Князь» (в дальнейшим оказавшийся засланным в воровскую среду опером) совершил налёт на квартиру проходимца и отобрал у него Витину наличность. Проведавшая об этом от осведомителя милиция предложила ювелиру написать заявление о краже, но тот категорически отказался, заявив, что никакого ограбления не было. Он боялся «сдать» своего подельника, ибо в этом случае его участь была бы мгновенно решена. Об изъятии денег сообщил только их владельцу. Бандит поверил “своему” проверенному еврею и борьба с залётным наглецом за место в криминальном мире резко обострилась. После ареста Вити скупщик залёг на дно, исподволь пытаясь играть на два фронта. С одной стороны оказывал услуги оперативникам, так в 10-м эпизоде помог угрозыску выйти на двух проституток угробивших видного московского чиновника Скороспелова. С другой не забывал и старый промысел.  Но вечно сидеть на двух стульях невозможно и в 25 серии хитрый Шрайман получил роковой удар заточкой от очередного залётного рецидивиста, коего сдал банде «учителя». Закономерный финал.
Вторым из тройки соплеменников оказалась вымышленная фигура преуспевающего писателя Владимира Авербаха (Александр Баргман). На экране бегло нарисован портрет литературного функционера, написавшего несколько «заказных» романов и потому пригретого властью. За идеологические услуги режим позволил ему жить в недоступном для обычного гражданина комфорте, вкусно и сытно кушать, иметь красивую любовницу. Его даже выпускали на загнивающий запад, где он, надо полагать, «достойно представлял советскую культуру». Но была в этом продавшем способности человеке искра непосредственного таланта, проявляющегося не в казённой прозе, а в написанных в юности стихах и умении оценить высокое дарование. Поэтому, находясь в Париже, Авербах позволил себе пообщаться с Нобелевским лауреатом, великим Иваном Буниным, ненавидящим большевиков. Более того, по возвращении в СССР  на некоем ответственном совещании он положительно отозвался о творчестве “эмигранта” и зачитал пару его прекрасных строф. Этого оказалось достаточно, чтобы Владимира записали в безродные космополиты и отдали на расправу «компетентным органам». Два дополнительных штриха. ГБ-шник спросил арестованного Авербаха: «Ты был в Париже, почему ж ты там не остался?» «А пошёл ты…» последовал наивный ответ писателя-патриота. Несколько ударов кулаком в лицо мгновенно показали задержанному его место и права в тоталитарной системе. Вторая деталь: Владимир подарил главной героине Людмиле Ребровой томик своей лирики. Книга «отщепенца», да ещё с автографом, стала отягчающим вину обстоятельством когда против неё сфабриковали дело о хищениях в торговле. «Крамольные» строки дали возможность перевести обвинение на новый уровень и добавить к нему крайне неприятную по сталинскому времени 58 статью УК — контрреволюционная деятельность.Ленинград463Наконец третья фигура — Соломон Давидович (Кирилл Ульянов). Эта особа приближённая к «учителю» (см кадр выше) осталась без фамилии. Из какой аферы его вытащил Данилов мы так и не узнаем, но ясно одно – он последовал за спасителем и стал его помощником. Единственный из названной тройки соплеменников, кто хоть немного знаком с культурой своего этноса. Мог изготовить приличную «гефилте фиш» и прочесть на иврите «кадиш» (заупокойную иудейскую молитву) над убитым бандитом. На вопрос «Учителя» – «а разве покойный еврей», отвечал – «там наверху разберутся». Дипломированный врач, занимался в банде изготовлением ядов и противоядий — достаточно вспомнить операцию по отравлению шайки «Медведя». Долгое время был правой рукой лидера и даже позволял себе давать ему советы. Но расширение влияния Данилова в преступном мире, привело к появлению новых лиц в окружении “пахана”, отодвинула Соломона на второй план и породила ревность. Добавила масла в костёр зависти любовь «босса» к молодой девушке Вере, ставшей для главаря дороже всех достижений банды. Названные чувства стали мотивами предательства Давидовича и он перешёл на сторону нового временщика Григория, хотя причины его измены обоснованы не слишком убедительно. Однако у Соломона не оказалось лидерских качеств и ОПГ под его руководством попала в засаду во время неудачной диверсии на Волховской ГЭС а сам он погиб от милицейской пули .
Не всё в сериале равноценно. К достоинствам относится основательное воспроизведение послевоенной обстановки. Выше всяких похвал исполнители ряда ролей, причём эта оценка распространяется не только на Гармаша — Данилова. Впечатляют Д. Аравушкин (подполковник Морозов), Н. Нестерова (Клавдия), Н. Калинина (Антонина Кулакова), А. Лыков («Лавр»), М. Лоскутникова (Катя) и др иногда поднимающиеся до трагических высот. Наряду с этим совершенно театрально и ненатурально выглядит история Григория (он же Александр Юткевич). Нам предлагают увидеть в нём сына белогвардейца, вернувшегося в СССР мстить за расстрелянных красными родителей. Но на экране возник не мститель, а  фанатик с садистскими наклонностями, больше напоминающий персонаж из плохого американского ужастика. Его превращение в одного из центральных персонажей последних серий во многом перечеркнуло достижения предыдущих эпизодов, лишило всех актёров достойного материала для создания полнокровных образов и резко снизило эмоциональный накал фильма. Тему краха воровской карьеры Данилова можно было бы показать более реалистически и не менее впечатляюще. Впрочем, это частично обеднило фигуру только одного из трёх наших соплеменников – Соломона. В целом сериал интересный материал для понимания использования еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>