Продюсеры (США, 1968, 2005) Режиссёры М. Брукс, С Строман

Длительность 89 и 134 минуты
Продюсеры1Известен и под названием «Весна для Гитлера». Автоэкранизация Мелом Бруксом собственной пьесы, действие которой происходит в начале 1960-х. Уже несколько лет как проекты немолодого польского еврея продюсера Макса Бялистока (Зеро Мостель) приносили одни убытки. На свои постановки ему приходилось добывать деньги у бывших поклонниц. Однако, встреченный им бухгалтер Лео Блюм (Джин Уайлдер) подал неудачнику прекрасную идею. Оказывается на провалах можно заработать не меньше, чем на хитах. Нужно только собрать побольше денег, затратить на постановку минимум и прикарманить остальное, списав все расходы на неудачу. Компаньоны начали претворять замысел в жизнь. Они нашли отвратительную пьесу, написанную не профессиональным литератором, а бывшим фашистом Францем Липкиндом под вызывающим названием «Весна для Гитлера». В режиссёры пригласили амбициозного гея Роджера Де Бри, которому всё равно что ставить — лишь бы выделить себя любимого. Заглавную роль исполнил полусумасшедший рок-музыкант Лоренцо Сент-Дюбуа (ЛСД); подстать ему оказался и остальной сценический коллектив. Но провокационная реклама привлекла в театр многих и на премьере зал оказался набит до отказа. Сначала всё шло по плану. Бялысток и Блюм с удовольствием наблюдали, как разочарованные зрители устремились прочь с премьеры, поражённые кощунством постановки восхваляющей нацизм.

Продюсеры уже надеялись, что их освищут, но с появлением на сцене ЛСД, изобразившего Гитлера шутом гороховым, картина поменялась с точностью до наоборот. Оставшихся в зале усмотрели в спектакле остроумную сатиру на Третий рейх и начали бурно аплодировать. Вместо провала мюзикл получил грандиозный успех; ему посулили славное будущее. Его спонсоры пришли в ужас, ибо теперь им нужно было выплачивать проценты всем спонсорам постановки. Масла в огонь добавил Липкинд, разъярённый искажением замысла своего творения и, в первую очередь, образа любимого фюрера. Сначала «драматург» попытался застрелить главных персонажей, но затем предложил взорвать театр. Бялысток и Блюм согласились, ибо подобный теракт позволял им замести следы и не платить никому и ничего. Увы, партнёр оказался бездарным минёром и в результате вся троица с травмами различной степени тяжести оказалась на скамье подсудимых. В финале Бялысток ставит «Весну для Гитлера» уже в тюрьме.Продюсеры2Полстолетия спустя совершенно невозможно понять почему лента в своё время считалась культовой и «огребла» большое количество престижных наград, включая «Оскары». Ныне мы видим посредственный, местами пошлый фильм с поверхностной разработкой характеров и не оригинальной моралью — ради прибыли можно даже восхвалять нацизм. Тот факт, что таким неблагодарным занятием занялись евреи придаёт сюжету горькую ноту — всем известно как пострадали наши соплеменники в годы Холокоста. Может быть именно поэтому литвак по происхождению Брукс нигде не подчёркивает «пятую графу» своих персонажей, даже нацист Липкинд носит у него подозрительно неарийскую фамилию. Не нуждается в уточнениях национальность главного исполнителя – Самюэля (Зеро) Мостеля (1915 — 1977) появившегося в образе ашкеназа Бялыстока. В его активе также роль Тевье-молочника в знаменитой бродвейской постановке «Скрипач на крыше» и образы наших соплеменников в фильмах «Ангел Левайн» и «Подставное лицо» (см каталог). Джин Уайлдер в роли Лео Блюма заставляет вспомнить имя французского еврея, политика Леона Блюма (1872 — 1950). Позднее актёр сыграл молодого польского раввина, посланного служить в синагогу невероятно далёкого Сан-Франциско («Парень из Фриско» – см каталог). Замысел Брукса оказался дорог автору и много лет спустя он создал по нему мюзикл, перенесённый им на экран в 2005-м. Только место постановщика режиссёр уступил Сьюзан Строман. Поздний вариант значительно длиннее, в нём больше музыки, иногда мелькают указания на евреев и на иудаизм, но он получился недостаточно динамичным и потому ещё более скучным, чем версия 1968 года. В целом, оба фильма материал не столько о положении евреев в США, сколько об их самовыражении в условиях всеобщей ассимиляции и создания некой усреднённо-интернациональной американской культуры.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>