Безумства Оффенбаха (минисериал Франция, 1977) Режиссёр М. Бусрон

Длительность 330 минут (6 х 55)
%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%d0%be1Лента воссоздаёт страницы жизни и творчества нашего знаменитого соплеменника, французского композитора и режиссёра Жака Оффенбаха (1819 — 1880). Основным сюжетом каждого из шести эпизодов стала история создания одной из популярных оперетт, но только этим фильм не исчерпывается. Оригинальное название ленты многозначно, ибо первое слово «les folies» с лёгкой руки Флоримона Эрве (1825 – 1892)  стало обозначать не только безумства, сумасбродства, но и места невзыскательных развлечений. Так называли кабаре, кафе-шантаны, или же представления, где бушевала стихия народного юмора Созданный Оффенбахом в 1855 году театрик «Буфф Паризьен» не только стал на полтора десятилетия первым в этом ряду, но и сделался признанным центром культурной жизни чуть ли не всей Европы. Этому способствовали как художественное качество оперетт, так и постоянные сатирические выпады против академического искусства, насмешки над моралью, коррупцией, политической системой, переходящие в откровенное галльское зубоскальство. Кёльнский еврей полностью вписался в эту “систему координат”, став, одновременно, её певцом и беспощадным критиком.

Неудивительно, что органической частью действия сериала стала картина пёстрой жизни Второй Империи, когда в ритмах знаменитой музыки закружились прожженные дельцы, министры- политиканы и даже сама царственная чета… Вся эта камарилья стремительно неслась у бесславному поражению в войне 1870 года.

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%d0%be3В десятке просмотренных  существенных фрагментов оригинального варианта  ленты еврейская тема раскрыта поверхностно, ибо интересовала авторов постольку-поскольку. Отсюда не уточняемая в фильме национальная принадлежность главного персонажа. На экране не отразились годы детства и юности Оффенбаха проведённые им в семье ещё соблюдавшей еврейскую традицию. Ведь его отец Исаак Иегуда Эбершт как-никак был странствующим кантором, составителем Пасхальной Аггады (1838) с параллельным текстом на иврите и немецком языках, а также молитвенника для израильского юношества (1839). Впрочем, он одновременно активно увлекался и высоко оценивал европейскую светскую музыкальную культуру своего времени. Именно поэтому папа отвёз одарённых старших сыновей учиться в лучшую в Старом свете Парижскую консерваторию. Во Франции Якоб, превратившийся в Жака, нашёл свою вторую родину и начал стремительно ассимилироваться. В 25 лет он крестился не по идейным соображениям, а для женитьбы на испанке-католичке Эрминии д’Алькен. В дальнейшем стал примерным иудейским мужем со строгой моралью, так противоречившей разухабистости его оперетт. Творчество музыканта до самого конца развивалось в совершенно космополитической среде французской столицы и уже не касалось каких-либо аспектов культуры его народа.%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%d0%be4Однако, в фильме достаточно отчётливо показано творческое окружение Оффенбаха, в котором подвизалось немало офранцузившихся евреев. В первую очередь это один из его двух постоянных либреттистов Людовик Галеви (Андре Торент). Драматург был племянником композитора Фроманталя Галеви, автора известной до сих пор оперы «Жидовка» (см каталог). Вырос в интеллигентной семье, получил отличное образование, долгие годы разрывался между государственной службой и драматургией. Именно Людовик, принимавший самое активное участие в создании почти всех шедевров Оффенбаха появляется в трёх сериях ленты. Как отмечается в Википедии, “Найдя удачного сотрудника в лице Анри Мельяка, Галеви создал вместе с ним новый жанр — оперетку, где под прикрытием шутки авторы высмеивали все, что было напыщенного и пустого в нравах Второй империи. «Прекрасная Елена», «Синяя борода», «Великая герцогиня Герольштейнская» имели в своё время значение тонкой общественной сатиры. Под легкий ритм оффенбаховской музыки публика вторила смеху авторов, не замечая, что она этим свергала с пьедесталов собственных кумиров. Смелость Галеви и Мельяка доходила до осмеяния главной основы лицемерия и консерватизма — преклонения перед окостенелыми традициями“. Так как действие сериала развёртывается в 1860-е перед зрителями не появился ещё один наш соплеменник Эктор Кремье (1828 – 1882), написавший либретто “Орфея в аду” (1857) – оперетты вознёсшей на вершину славы композитора и его театр.%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%d0%be2К сожалению, в интернете не удалось найти полного варианта сериала, но, на основании просмотра фрагментов из его разных частей, можно сделать вывод о динамичности повествования и хорошем ансамбле в котором выделяется Мишель Серро (Оффенбах). Материал для понимания путей самореализации одарённых евреев в условиях галута и их почти неизбежной ассимиляции.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>