Ленин… Поезд. (телефильм, копродукция 5 стран, 1988) Режиссёр Д. Дамиани

Длительность 224 минуты (56 х 4)
%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7%d0%b41Необходимая историческая справка к фильму. На второй год войны на два фронта кайзеровская Германия стала осознавать неизбежность поражения в войне. Именно в это время литовский еврей и немецкий гражданин Израиль Гельфанд, он же Александр Парвус (1867 – 1924) предложил немецким дипломатам поддержать деньгами крайних русских революционеров – большевиков. По его плану после свержения царя они немедленно заключат сепаратный мир, облегчив, тем самым положение Германии. Этот проект приобрёл особую актуальность после Февральской революции, когда и развёртывается действие ленты. По сюжету группа ленинцев пожелала срочно попасть в Петроград. Однако она оказалась запертой в Швейцарии, окружённой со всех сторон державами Антанты и Тройственного союза. Франция и Италия запретили её проезд в Россию и тогда немецкие власти решили не только пропустить через свою территорию вагон наполненный большевиками, но и профинансировать их деятельность в Петрограде. Приняв этот план Ленин поставил себя в двусмысленное положение германского агента. Отсюда впоследствии возникли полярные оценки событий 1917 года. Во-первых: как трактовать Октябрьскую революцию (или переворот) – считать её следствием обострения внутренних противоречий огромной страны или удачной операцией кайзеровской разведки.

И, соответственно, кто такой Ленин – великий вождь, выразитель надежд масс или немецкий шпион, принесший в жертву своим политическим интересам судьбу России. Дамиано Дамиани чуть ли не впервые в мировом кино обратился к этой теме “пломбированного вагона” и попытался дать относительно независимую оценку этому эпизоду. %d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%bf2Как человек левых идей режиссёр оказался близок к советской трактовке данного исторического сюжета и практически оправдал поступок Ленина его сверхзадачей – подготовкой социалистической революции. Это подчеркнуто значимостью, которая заняли в действии фигура вождя и провозглашаемые им идеи. Актёр Бен Кингсли создал характер мощного харизматического лидера, хранящего в тайне до поры до времени своих истинные замыслы. Он также подчеркнул в своём уже немолодом, больном персонаже незаурядные организаторские способности, большую силу убеждения и способность идти наперекор мнению большинства. По фильму, самой большой тревогой для него была мысль: а признают ли восставшие массы его идеи и окажут ли ему доверие. Ответ на сомнения лидера дают финальные кадры, когда толпа солдат и рабочих восторженно встречает Ленина на Финляндском вокзале и провожает его к ставшему хрестоматийно известным броневику.

Но нас в этой ленте интересует, конечно же еврейская тема, возникшая уже в начальных эпизодах через фигуру Израиля Гельфанда, он же Александр Парвус (Тимоти Вест). У этого социал-демократа, выходца из литовского штеттла, таланты бизнесмена и политического авантюриста преобладали над революционными взглядами. Именно поэтому он не пользовался уважением уже в своё время, а в СССР упоминался только с отрицательными эпитетами. (На снимке выше он – слева; справа – Карл Радек) По мнению создателей фильма Парвус вёл большую игру. По его прозвучавшим с экрана далеко идущим планам революция в России должна была стать прологом к социальному взрыву в Германии и уж здесь-то он точно хотел играть ведущую роль. По сценарию Парвус считал себя достаточно умным и хитрым, дабы использовать и большевиков и политиков как ступени для своего личного возвышения в европейском социал-демократическом движении. Всем развитием действия Дамиани показал, в нём неглупого человека, дельца и сибарита не обладавшего, однако, размахом личности необходимым для осуществления столь масштабного замысла. Не случайно Ленин, назвавший Парвуса “мальчиком на побегушках от революции” его переиграл и сделал с ним то, что тот хотел сделать с большевиками – использовал и выкинул. Безнравственно, но прагматично и для политики – обыденно.%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%bf4Наряду с Парвусом в фильме проходят ещё два еврея – оба из ближнего окружения Ленина. Это журналист Карл Радек-Собельсон (Питер Уитмен) и партийный функционер Григорий Зиновьев-Радомысльский (Паоло Боначелли). Оба деятеля левого крыла в тот момент входили в группу большевиков и показаны как верные последователи избранного ими в духовные вожди политика. Это не исключало их борьбы за внимание “гуру” и ревности, доходящей до некорректных обвинений в адрес друг друга. (Достаточно вспомнить сцену обсуждения и осуждения ленинцами попытки выступления Радека с революционной речью перед немецкими рабочими – подобные действия запрещались условиями проезда большевиков через Германию). О  дальнейшей судьбе этих персонажей, как жертв сталинского режима, говорится в последнем титре. В паре эпизодов промелькнул и видный представитель меньшевистского крыла социал-демократии Юлий Мартов-Цедербаум (Вольганг Гассер) на фото выше – слева. Он показан человеком, недостаточно решительным и слабо понимающим важность момента. Вначале отказался ехать через территорию враждебного государства, но затем, в одном из последних эпизодов, был вынужден признать верность принятого Лениным решения и последовал тем же путём. Ещё один штрих фильма: большевики с огромным трудом набрали 40 человек необходимых для заполнения купейного вагона. Почти половину согласившихся ехать с ними составили представители еврейской партии Бунд имевшие мало общего с ленинцами по взглядам, но, подобно им, стремившиеся в Россию. Всех их без разбора провожали криками “предатели” (отличный фрагмент!) многочисленные представители конкурирующих организаций.
Образ Парвуса впервые появился в игровом кино. Остальные названные здесь лица периодически мелькали в советских лентах, неизменно показанные отрицательными персонажами. Исключение составляет неожиданно пробившаяся на экран объективно оцененная фигура Мартова в телефильме “Штрихи к портрету В.И. Ленина” (см каталог). Бен Кингсли, как Ленин вполне убедителен, хотя внешне не слишком похож. Из остальных актёров можно отметить Доминик Санда (Инесса Арманд). В целом, Дамиани создал достаточно динамичную ленту, которая неплохо смотрится и по  сей день. Фильм можно найти в российских торрентах.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>