История Иуды (Франция, 2015) Сценарист и режиссёр Р. Аммер-Займеш

Длительность 95 минут
%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d1%83%d0%b41Занятная попытка истолковать с восточной точки зрения еврейско-новозаветную историю последних дней жизни Иешуа-галилеянина. Режиссёр, он же исполнитель заглавной роли – мусульманин из Алжира. В соответствии с исламом «пророк Иса» не несёт в себе ничего божественного, поэтому всё повествование носит подчёркнуто реалистический характер. В собранном «с миру по нитке» сценарии использованы не только сюжеты Евангелия, но и различные источники. Среди них особенно удивляет русскоязычного зрителя фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (диалог с Понтием Пилатом, 75 – 77 минута). В звучащих с экрана проповедях Христа отрицаются жертвоприношения, провозглашается любовь к окружающим и стремление к миру. Он ратует за чистоту традиции и изучение Торы («Мне приятны познания, а не кровь ваших даров»). Оратор обвинил в корысти признанные авторитеты и изгнал из храма торговцев. Это привело в негодование фарисеев и книжников, затеявших заговор против сектанта. Но расправиться с ним оказалось не просто, ибо необычного проповедника из Галилеи (Набиль Джедуани) постоянно окружали многочисленные сочувствующие слушатели.

В безликой группе его то ли последователей, то ли учеников выделялся Иуда (Раббах Аммер-Займеш). Уже с этого момента направленность его личности меняет знак с минуса на плюс. Он считал наставника Мессией, понимал мирную суть его проповедей, хотя и был не против видеть учителя во главе соплеменников. На этом фоне непонятную значимость получил отсутствующий в Новом завете персонаж – юродивый Карабас (Мохаммед Арусси). Постоянные крики этого люмпена, провозгласившего себя царём Иудейским и вопившего «долой римлян» вынудили их арестовать «мятежника». Это вызвало недовольство толпы, и первосвященник Каиафа упросил освободить безобидного умалишённого. Учитывая общее сочувствие узнику, Понтий Пилат пошёл на эту по его словам последнюю уступку. Однако, он намекнул, что в Иерусалиме есть и другие враги императора, например, некий Иисус. Фарисеи увидели в словах прокуратора возможность выдать неугодного проповедника оккупантам. Поэтому ситуация вокруг галилеянина обострилась. Иуда пытался защитить учителя. В частности, увидев еврея (Элит Хайят) записывающего все проповеди Христа, он заподозрил в нём шпиона властей. Верный ученик отобрал у подозрительного писца все свитки проповедей Учителя и сжёг большинство текстов. Однако получил от хрониста удар кинжалом и, пока он отлёживался, римляне арестовали, судили и распяли Иисуса. Ещё не оправившись от раны Иуда почти дополз до Голгофы, где нашёл только полубезумного Карабаса, вырывающего из земли кресты ставшие орудием казни. Глубоко потрясённый трагедией главный персонаж потерял смысл жизни…

Трактовка образа Иуды действительно дана совершенно в новом свете. Визуально фильм сделан достаточно корректно. Унылая иудейская пустыня снята, по-видимому, в Северной Африке, а столица евреев вместе с их убогим храмом выглядит занюханной деревней с остатками каких-то античных развалин. Так же примитивен и абстрактно показан быт древних иудеев. Неожиданная фигура Карабаса по мнению рецензентов стала собирательным образом реального юродивого жившего в Александрии в начале нашей эры. Но что он символизирует так и осталось непонятным. Выступления толпы в его защиту легко объяснимы, ибо речения подобных «божих людей» в разных культурах воспринимались как пророчества. Демонстрации “иудеев” как две капли воды похожи на шествия современных исламистов с их скандированием лозунгов и ритмичным вздыманием вверх кулаков. Сценарий лишён цельности, фильму явно не хватает динамики, поэтому он не производит большого впечатления. Более интересны разработки традиционной версии этого сюжета (см в каталоге «Иуда»). Для любопытных зрителей, заинтересовавшихся нестандартным отражением еврейской темы через христианство.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>