Карл Маркс: молодые годы (СССР-ГДР, 1980) Режиссёр Л. Кулиджанов.

Длительность 467 минут (7 серий)
%d0%ba%d0%bc%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b31Грандиозный политический заказ идеологов двух социалистических стран, посвящённый становлению личности основоположника научного коммунизма, крещённого еврея Карла Маркса. К созданию проекта были привлечены лучшие кинематографисты СССР и ГДР. Действие обрамляет рассказ 60-летнего мыслителя (Венцеслав Кисев) вспоминающего 1836 – 1848 годы. Оно включает в себя время обучения главного персонажа в Боннском и Берлинском университетах, его длительная история любви с Женни фон Вестфален, поиски своего места в общественной жизни. здесь же повествуется о сближении и достаточно быстром разрыве с младогегельянцами. Здесь же происходят знакомство и начало совместного творчества с Фридрихом Энгельсом (Александр Сафронов), дружба с Генрихом Гейне (Эдуард Марцевич). Идут поиски единомышленников в рабочей среде, создание и выпуск леворадикальных газет и альманахов. В опубликованных статьях, наряду философскими умозаключениями, проходили революционные идеи о необходимости изменения общественного строя. Крамольные выводы вызвали преследования властей германских государств (и, прежде всего Пруссии). Поэтому Марксу с семьей приходилось менять место жительства, перебираясь сначала в Париж, а затем в Брюссель. 
О национальном происхождении основоположника, известном с советской эпохи каждому интеллигентному человеку, и о его контактах с соплеменниками фильм молчит. Глухой намёк на его «пятую графу» прослушивается в словах его отца Генриха, протестующего против женитьбы сына на христианке Женни фон Вестфален. «Её семья принадлежит благородному дворянству, а кто мы? Выскочки без роду-племени». Единственный прямой намёк на иудейство Марксов советская цензура пропустила в 6 – серии, в диалоге с Карлом его дяди по матери Лиона Филипса (Леонид Броневой). Этот набожный (читай, соблюдающий традицию) человек в разговоре с племянником изрёк: «мой отец, например, хотел, чтобы я стал раввином. Увы, мы так и не поняли друг друга». Вот и Генрих Маркс (Манфред Цетше) презрел волю предков, перешёл в протестантизм, чтобы обеспечить семье достаток и проложить сыну путь к успешной карьере. Получил свой католический «пропуск в рай» и вечный мятежник Генрих Гейне, сохранивший на всю жизнь интерес к прошлому своего народа, но проведший долгие годы на чужбине. Таковы судьбы трёх наших соплеменников пошедших вольно или невольно по пути проложенном основателем Хаскалы Моше Мендельсоном (1729 – 1786). Многие его последователи ассимилировались и утратили связь с духовным наследием еврейских предков. Они либо зависли меж двух культур (как Гейне) либо полностью растворились в европейской среде (Марксы), в обоих случаях обогатив общечеловеческие искусство и политическую мысль. Об этом же (более узко) говорит фильм «Год, как жизнь» (см каталог) Что же касается сериала «Карл Маркс: молодые годы», то эту добротная, высокопрофессиональная работа имеет только один снижающий динамику недостаток – обилие цитат из Маркса и его современников. Но, заказ есть заказ. Ленту подняли на щит идеологи в СССР и ГДР. В 1982 году её создателей удостоили высокой награды – Ленинской премии. Однако, режиссёр фильма Лев Кулиджанов более основательно показал еврейскую тему в своей последней работе “Незабудки” (см каталог)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>