Может быть в другой жизни (Австрия-Венгрия-Германия, 2011) Режиссёр Э. Шаранг

Длительность 96 минут
%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b1%d1%8b%d1%82%d1%8c1Варианты перевода названия «Возможно, в другой жизни» или просто «В другой жизни». Экранизация пьесы Силке Хасслера и Питера Туррини. По различным источникам характеризуется как психологическая драма. Апрель 1945 года. В ходе одного из маршей смерти эсэсовец Шендорф гнал 20-ть венгерских евреев в концлагерь Маутхаузен. Не получая приказов и убедившись, что дойти до цели невозможно, он остановился в одной из австрийских деревушек. Несчастных распорядился запереть в сарае, принадлежавшем чете Фашинг. Их служанка Польди первая подошла к строению и увидела в каком жалком состоянии находятся пленники – одна из женщин на её глазах упала в обморок от истощения. Она рассказала о случившемся хозяйке Трудл Фашинг (Урсула Штраус), а та из жалости начала подкармливать заключённых хлебом и картофельным супом. Такой благотворительности поначалу препятствовал муж крестьянки Стефан (Йоханнес Фриш). Его ненависть к сидящим в его сарае евреям питалась не столько идеологией национал-социализма, сколько горечью по поводу военных невзгод обрушившихся на его семью. Сам он вернулся с фронта инвалидом с покалеченной ногой, а кроме того не мог смириться с гибелью на Восточном фронте единственного сына. 

Однако вынужденно общаясь с заключёнными, споря о них с женой Стефан начал воспринимать заключенных как несчастных людей, а не как врагов. Вместе с Трудл он даже защитил узников от первой попытки местных фашистов напасть на их «тюрьму». Со своей стороны, еврей оперный певец Лу Гэндольф (Питер Вег) предложил поставить для Фашингов и их работников оперетту Штрауса «Венская кровь». Это был знак благодарности за еду и сочувствие. Среди узников нашлось несколько музыкантов и начались репетиции. Стефан отдал «артистам» старенькое пианино и аккордеон своего погибшего сына, который не звучал после ухода юноши на войну. Односельчане, пропитанные юдофобией, смотрели на эту самодеятельность враждебно. Тем временем до деревни дошла весть об окончании войны, смерти Гитлера и первом заседании временного правительства освобождённой Австрии. Государственная машина убийств рухнула, ведший заключённых в Маутхаузен эсэсовец Шендорф застрелился. Трудно представить радость изгоев от того, что им больше не грозила неминуемая гибель и появился шанс начать новую жизнь. Но на следующий день, когда евреи в сопровождении Трудль на цитре и Стефана на аккордеоне исполняли фрагмент из спектакля случилась трагедия. Толпа местных жителей, во главе с убеждённым нацистом Вернером Шпрингеншмидтом (Август Шмольцер) забаррикадировала выход из сарая, облила бензином деревянное строение и подожгла его. Все находившиеся внутри люди, в том числе супруги Фашинг погибли. Такой оказалась возможно последняя страшная страница Холокоста в Австрии. Финальная сцена фильма происходит много лет спустя. Бывшая служанка Польди, сильно постаревшая, живет в доме своих хозяев, где ничего не изменилось с того жуткого дня. Авторы как бы говорят зрителю; взаимопонимание и терпимость может быть и достижимы, но не в этой жизни. Лента отмечена призами нескольких МКФ, однако с русским переводом найти её не удалось. Отзывы критики в большинстве положительные. Ниже приведено два из них.%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b1%d1%8b%d1%82%d1%8c2«Фильм Шаранг — волнующий фильм о стремлении людей снова жить хорошей и достойной жизнью. Он рассказывает о надежде, которая дается через такие духовные сокровища, как музыка. Однако в этом фильме гуманистическому карнавалу противопоставляется бесчеловечность целой деревни, жители которой не считают евреев людьми. Режиссер, который уже показывал нацистский период в Австрии (…) имеет смелость добавлять в свои фильмы юмор. Несмотря на ужасный сюжет, это не кажется неуместным, потому что жизнерадостность оперетты на краткие мгновения возвращает заключенным улыбки»
«Элизабет Шаранг удалось снять спокойно срежиссированный, но эмоционально очень насыщенный фильм, в котором чувствуется общая неуверенность, соответствующая времени конца войны. При этом бесчеловечная идеология не обоснована теоретически, а — что гораздо сложнее — проявляется в непосредственном человеческом общении. Внедрённая в сознание простых обывателей она (идеология) приводит к трагическим последствиям тогда когда вы меньше всего этого ожидаете». (составлено по различным источникам)

Может быть в другой жизни (Австрия-Венгрия-Германия, 2011) Режиссёр Э. Шаранг: 14 комментариев

  1. Антисемитизм – страшная вещь. О особенно страшно, когда жертвами становятся не сами евреи, а просто сочувствующие.

  2. Печально и больно. В нашей жизни столько зла, особенно во время войн. И страдают большей частью невинные. Поневоле задумаешься о другом мире. Или ином измерении. Искать и смотреть не буду.

  3. Фильма с русским переводом не нашёл. Все зависит от того, как отрежиссировано и сыграно. Если хорошо, то получилась сильная драма. Но о Холокосте снято много сильных кинокартин. Сказать что-то новое сложно.

  4. Развал тоталитарного режима всегда ведёт к страданиям простых людей. Независимо от национальности.

  5. Зарождение человеческого отношения к заключённым о которых пропаганда годами ничего хорошего не говорила. Показ душевной теплоты, приведший к трагедии.

Ответить на Leonuhv Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>