Оппенгеймер (США, 2023) Сценарист и режиссёр К. Нолан

Длительность 180 минут
%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%b5%d0%bd1Байопик. Экранизация книги Кая Бёрда и Марвина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея» (Есть русский перевод). Вызвала большой интерес общественности, ибо посвящена жизни и его противоречивой личности великого учёного. Не станем сравнивать экранную версию с первоисточником. Отметим только, что Кристофер Нолан в сценарии использовал основной приём литераторов – отсутствие линейного сюжета. Смысловым стержнем действия стали два события, озаглавленные: «Разделение» и «Слияние». Одно из них – проведённое по инициативе ФБР в 1954-м многодневное закрытое слушание по вопросу о допуске Оппенгеймера к секретам разработок ядерного оружия. Второе – состоявшаяся пятью годами позднее – дискуссия в Конгрессе США вокруг утверждения в должности министра торговли, администратора с многолетним стажем Льюиса Штрауса. Оба явления, хотя и не являлись судебными процессами, но имели с ними откровенную связь. На них присутствовали обвинители и защитники, вызывались свидетели. Непростые вопросы обоим действующим лицам об их прошлом откровенно напоминали допросы. Этот приём позволил включить в фильм многочисленные флэшбэки с показом фактов биографии физика, начиная с юных лет и до начала 1950-х.

Исподволь раскрывались подспудные причины конфликта администратора с учёным. Оставим в стороне многие подробности кинокартины. Нас фигуры четырёх ведущих персонажей еврейского происхождения. Это Джулиус Роберт Оппенгеймер (1904 – 1967), Льюис Штраус (1896 – 1974), Эдвард Теллер (1908 – 2003) и Альберт Эйнштейн (1879 1955).%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%b5%d0%bd5Оппенгеймер (Киллиан Мэрфи) предстаёт перед нами личностью с юных лет ушедшую в духовность. Его интересовали наука, литература, языки, искусство, не миновали молодого учёного и политические баталии. Поддерживал левых, вплоть до коммунистов, перечислял деньги в пользу республиканской Испании, люто ненавидел фашизм. Но, превыше всего ценил и берёг свободу самовыражения, интуитивно восставал против любого ограничения её рамок. Поэтому не вступал ни в одну из партий; была ли она правящей или оппозиционной. Так и в науке. Устремлялся воображением в её самые различные сферы от деления атома до тайн мироздания. Мог определить задачу и наметить пути её достижения, но для проработки деталей последовательного продвижения к конечному результату не оставалось ни сил, ни времени. Полёт мысли уже увлекал всё дальше и дальше. Здесь объяснение их обмена репликами с Нильсом Бором (Бор: «Алгебра – это в первую очередь ноты. Но важнее всего не умение читать музыку, а умение её слышать. Вы слышите музыку Роберт» Оппенгеймер: «Да, слышу») «Великий физик и никудышный математик» – говорили о нём многие коллеги. А он, подкупал своей харизмой молодёжь, которая всё активнее посещала лекции удивительного профессора. Не скупясь разбрасывал гениальные идеи, разрабатывая которые его ученики становились позднее Нобелевскими лауреатами. Именно эту одержимость генерал Гровс, назначенный командовать Манхеттенским проектом (разработка ядерного оружия) ошибочно счёл честолюбием. На деле это была одержимость в деле противостояния нацизму, отрганизовавшему убийство десятков миллинов людей, в том числе геноцид соплеменников Роберта. Назначенный научным руководителем проекта он проявил не просто гений учёного, но и талант организатора высочайшего класса. По его проекту в пустыне выстроили грандиозный военно научный центр Лос-Аламос, где довели работу до конца. После Хиросимы и Нагасаки физика осыпали наградами, распиарили на весь мир. А Оппенгеймер все глубже осознавал свою пиррову победу, понимал какого демона выпустил из бутылки. И загнать ядерное чудище обратно оказалось (увы!) невозможно…%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%b5%d0%bd3Страус (Роберт Дауни-младший). Выходец из семьи торговца обуви, успешный администратор, сделавшай приличную карьеру и получивший во время войны чин адмирала. Привлёк Оппенгеймера к работе в Манхеттенском проекте, а после войны в Институте перспективных исследований в Принстоне. Однако, в отношениях между ними возникли подводные камни. Льюис считал, что Роберт недостаточно уважительно относится к нему и не испытывает чувства благодарности за предоставленные возможности. По фильму недовольство могло возникнуть «на ровном месте». Почему, например, Оппенгеймер пообщался в отдалении с Эйштейном, а тот после этого прошёл мимо него, Страуса, не обратив никакого внимания и не поздоровавшись? Как посмел Роберт на людном собрании иронизировать над его решениями, как руководителя? Раздражение вызывал почти безоговорочный авторитет учёного у людей науки, его харизма, умение определить важность, очерёдность задач, организовать деятельность коллег в нужном русле. Самая примитивная зависть повела к подлости. Льюис исподволь натравил на Оппенгеймера всемогущее в то время ФБР. В ход пошли многолетняя слежка за Робертом, тот факт, что его близкие люди (жена, брат Фрэнк с супругой) в 1930-х состояли в коммунистической партии. При этом Страус всё делал чужими руками, нигде не «засвечиваясь». Но правда всё равно выплыла наружу и в финале он получил заслуженное наказание: его не назначили на вожделенный пост министра торговли. И после личного поражения Льюиса терзали отнюдь не угрызения совести, а бессильная злоба против торжества справедливости.%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%b5%d0%bd4Теллер (Бенни Сафди). Ещё в годы войны предложил создать термоядерное оружие, но натолкнулся на сопротивление Оппенгеймера. Доводы Роберта были логичны и просты: в сложный период финансы страны «не потянули» бы два столь дорогостоящих проекта. После спора Эдвард решил покинуть Лос-Аламос, но его коллега и руководитель проекта очень ценил его способности. Он попросил Теллера остаться и работать на общее дело, разрешив ему в свободное время заниматься проблемой создания своей любимой темой. Но неприязнь в душе Эдварда обиженного, что его проекту предпочли другой, за долгтй период только сохранилась и окрепла. В 1954-м, уже состоявшийся учёный, «отец водородной бомбы» высказался на обсуждении возможности допуска Оппенгеймера к секретной информации, с редкой двусмысленностью. Считая его лояльным гражданином, он в то же время заявил: «В большом числе случаев мне было чрезмерно трудно понять действия доктора Оппенгеймера. Я полностью расходился с ним по многим вопросам, и его действия казались мне путаными и усложнёнными. В этом смысле мне бы хотелось видеть жизненные интересы нашей страны в руках человека, которого я понимаю лучше и поэтому доверяю ему больше. В этом очень ограниченном смысле я хотел бы выразить чувство, что я лично ощущал бы себя более защищенным, если бы общественные интересы находились в иных руках». Как пишут различные источники, за это выступление Теллер подвергся моральному осуждению подавляющего большинства учёных до конца дней.%d0%be%d0%bf%d0%bf%d0%b5%d0%bd2Эйнштейн (Том Конти). Об этом гении сказано и написано очень много. Его показывали во многих фильмах и сериалах. В «Оппенгеймере» он показан мудрецом, в уста которого авторы вложили главный моральный итог повествования. «Ты как-то устраивал приём в честь меня, в Беркли, и выдал мне награду. Вы все считали, что я уже не был способен понимать то, что сам открыл. И эта награда была вовсе не для меня, а для всех вас. Теперь настала твоя очередь столкнуться с последствиями того, что создал. Когда они решат, что ты достаточно наказан, то покормят тебя рыбой с картошкой, произнесут речь и дадут медаль. Похлопают по спине и скажут, что всё прощено. Но помни. Они делают это не для тебя, а для себя». А Оппенгеймер напомнил ему об их первой беседе о ядерной реакции, которая уничтожит мир. С выводом «и вот, это случилось». Та самая беседа 1947 года, после которой Эйнштейна так потрясла картина грядущего Апокалипсиса, что он просто не заметил мелкую сошку Страуса… Фильм сделан умелой рукой режиссёра, знающего как держать в напряжении зрителя длительное время. Цветные эпизоды перемежаются в нём с чёрно-белыми фрагментами. Панорамы звездного неба и надоблачных просторов чередуются съёмками физических реакций и как бы позволяют заглянуть в душу главного героя. А для нас фильм – веский материал для осмысления роли и нравственной позиции евреев в выдающихся, но смертельно опасных для человечества исследованиях.

Оппенгеймер (США, 2023) Сценарист и режиссёр К. Нолан: 2 комментария

  1. Кристофер Нолан снова доказывает, что он мастер кинематографа с своим новым шедевром “Оппенгеймер”.
    Фильм не только очаровывает зрителя своей визуальной красотой и актерским мастерством, но и возвращает нас к эре интеллектуального кино.
    В “Оппенгеймере” Нолан приглашает аудиторию не просто смотреть, а размышлять, следить за каждым поворотом сюжета и активно участвовать в просмотре.
    Это кино для тех, кто ценит глубину и сложность, кто скучал по фильмам, требующим внимания и мысли, а не просто подающим “пережеванную жвачку”. “Оппенгеймер” – это не просто кинематографическая экскурсия в историю, это возрождение настоящего кино, вызов пассивному потреблению и праздник для ума.
    Нолан возвращает зрителям веру в то, что кино может быть искусством, а не только развлечением, и что большой экран все еще способен на грандиозные вещи.

  2. Великолепная многоплановая работа. Возрождает надежду на то, что в Голливуде ещё могут делать хорошее кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>