Длительность 195 минут
По одноимённому роману Томаса Киннели «Ковчег Шиндлера». На сегодняшний день едва ли не самый популярный фильм о трагедии Холокоста. В основе сюжета этого масштабного трехчасового полотна реальные события из жизни немецкого промышленника Оскара Шиндлера (Лайам Нисон), спасшего во время Второй мировой войны более тысячи наших соплеменников. По сценарию поворот в его взглядах произошёл после встречи с евреем-бухгалтером Ицхаком Штерном. По воспоминаниям самого Шиндлера «Его высокие этические ценности, его бесстрашная готовность помочь, его жертвенные усилия для его братьев в сочетании со скромностью в собственной жизни неоднократно вызывали моё восхищение и уважение. Г-н Исаак Штерн был важной составляющей тех условий, благодаря которым мои усилия по спасению были успешными.» Сильная сторона кинокартины – убедительный показ эволюции Шиндлера. Из типичного бизнесмена он превращается в человека избавляющего изгоев от смерти, расходуя на это все имеющиеся у него деньги. Финальная сцена, где он мучительно жалеет о том, что спас недостаточно людей сделана на редкость убедительно.
Великолепен помощник Шиндлера, его бухгалтер Ицхак Штерн (Бен Кингсли) – это одна из наиболее ярких ролей британского актёра. С другой стороны, ряд сцен сделан откровенно по- голливудски, с расчётом на внешний эффект, что существенно ослабляет эмоциональное воздействие фильма в целом. Работа С. Спилберга была поднята на щит, возможно потому, что подняла ранее не освещённую кинематографом тему. Как отметил один из критиков «черно-белая картина на протяжении трех часов плавно перетекает из драмы в остросюжетный триллер. История успеха, рассказанная с гуманистических позиций, (…) стала кассовым хитом. При этом фигура реального Шиндлера и его роль в спасении обитателей гетто до сих пор вызывают у историков серьезные вопросы. Кем он был — расчетливым авантюристом, нажившимся на страданиях евреев, или «прозревшим» гуманистом? Возможно, и тем и другим. Спилберг, впрочем, разрешает эту моральную дилемму однозначно. Лейтмотивом картины может служить ее слоган-цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».» Она отмечена 7 «Оскарами». Вероятно, сейчас не осталось ни одного еврея, который не видел бы фильма. Однако, общая длительность ленты затрудняет ее полное восприятие за один просмотр. Ряд фрагментов (сцена ликвидации Краковского гетто, истребление евреев в концлагере) помогут представить весь ужас геноцида, развязанного нацистами против евреев в рамках Холокоста. Однако, дабы прочувствовать гнетущее постоянство фашистского давления на евреев лучше обратиться к ленте Р. Поланского «Пианист».