Побеждать (Италия, 2009) Режиссёр М. Белоккио

Длительность 124 минуты

Еврейская тема в кусочке истории отражённом в фильме – случайность, ибо в основе его сюжета вечная и глобальная история взаимоотношений мужчины и женщины. На месте главной героини Иды Дальцер могла оказаться представительница прекрасной половины любого другого этноса. Но сложилось именно так, как сложилось. Интерес к ленте усиливается, когда становится известным имя партнёра Иды —  Бенито Муссолини.  Возникший же между ними конфликт сохранился в памяти потому, что Дальцер, возможно единственная любовница дуче, просто физически не могла жить без него и пыталась напомнить о себе – такой поворот темы прекрасная иллюстрация для концепций ещё одного нашего соплеменника Зигмунда Фрейда. Но,  воплотить этот «сценарий» взялся один из своеобразнейших итальянских мастеров 10-й музы Марко Белоккио, режиссёр которого весьма часто интересовала тема пограничных с безумием состояний психики. Что же у него получилось?

Начнём с обзора фактов. То, что Муссолини был тот ещё «ходок» и бегал от юбки к юбке —  хорошо известно. В молодости он не обходил стороной и прекрасных иудеек – достаточно вспомнить Маргариту Царфати (1881 — 1960) — «еврейскую мать итальянского фашизма». (Её жизнеописание желающие могут найти в содержательной книге В. Лазариса «Три женщины»). Но только для Иды Дальцер встреча с молодым амбициозным социалистом оказалась роковой. Будущий дуче пробудил в ней неистовый темперамент и тем совершенно покорил свою партнёршу. Она, действительно, отдалась ему телом и душой: пожертвовала на нужды партийной пропаганды всё имущество, родила сына, была готова делить его с многочисленными соперницами, даже с жёнами. Но на её пути непреодолимой преградой стали огромные амбиции Бенито, его стремление «наверх», при котором многие из окружающих не более чем ступеньки к возвышению. Дальцер требовала внимания, но его становились всё меньше – ведь приевшаяся любовница для мужчины – надоедливая обуза. А, по достижении власти, когда число доступных женщин возросло в геометрической прогрессии, о ней хотелось попросту забыть. Сыграла роль и эволюция фашизма в сторону антисемитизма – в этих условиях воспоминания о подружке с испорченной «пятой графой» были не нужны ни вождю, ни соратникам. (Упомянутая выше Царфати покинула Италию, как только поняла, куда ведёт юдофобия фашистов, и, как выяснилось, была абсолютно права). В такой ситуации стремление Иды обратить на себя внимание означало для несчастной женщины приговор.

Теперь о фильме. Белоккио не фактограф, а художник. Для него важен не пересказ событий, а создание образа эпохи. И он добивается этого с таким размахом и темпераментом, что забываешь о его возрасте. Митинги, демонстрации, столкновения, стремительно преходящие в пламенную эротику. Непонятно: то ли бурная общественная жизнь подпитывала влечение полов, то ли секс по своему активизировал политику. Над всем этим помпезная оркестровая музыка, вплоть до фрагментов из опер Верди. Быстро приходишь к открытию: да ведь перед нами, совершенно по Шекспиру, мир-театр и люди в нём актёры. А в представляемой пьесе нам показывают историческую мелодраму, по-южному чувственную, избыточно темпераментную, но реальную, живую. И на первом плане – исполнители главных ролей. В первую очередь Джованна Меццоджорно (Ида Дальцер) – она исполняет свою роль с такой неистовой самоотдачей, что это уже не воплощение, а полное перевоплощение. Актриса играет не еврейку (это справедливо, ибо Дальцер, судя по всему, выросла в ассимилированной семье), а женщину вообще. И, говоря о созданном ею образе,  можно вспомнить фрагмент одной из рецензий: «Смелый и откровенный фильм «Побеждать» напоминает великую оперу с неотразимой  Джованной Меццоджорно, где все арии предназначены героине фильма. Мы с ужасом видим, что её одержимость любовью делает её безумной, но не сумасшедшей. Эта пугающее, но великолепное исполнение».

К сожалению уже во второй четверти фильма могучий эмоциональный заряд начала быстро иссякает и, по мере движения к концу, ленту становится всё труднее и скучнее смотреть. Так могучая река распадается на мелкие ручейки, а затем и вовсе пересыхает. Однако в памяти остаётся образ Иды Дальцер, многострадальной щепки в мутном потоке итальянской истории первой трети 20-го века, еврейки, которая мечтала только о личном счастье.

Для зрителей интересующихся использованием еврейской темы в мировом кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.