Длительность 90 минут
Варианты перевода названия «Давайте радоваться«, «Нужно веселиться«. Трагикомедия о жизни рядовых израильтян. На экране типичная семья, перегруженная внутренними проблемами. Главная героиня — 35 летняя толстуха Симха Левин (Сигалит Фукс) — продавщица в магазине электротоваров: унылая работа, секс с начальником «для здоровья», бассейн и езда на велосипеде. Неосуществлённые надежды на личное счастье, заключённые в длинном списке телефонных номеров кандидатов на длительное знакомство. Брат Гиль, в прошлом многообещающий специалист по «хай-тек» (IQ 160), уволен со службы. Никак не может решить любит или нет жену Нору, которая не может иметь детей. Родители — Хая и Ицхак живут в маленькой квартирке возле аэропорта: непрерывный рёв самолётов. Проблемы со здоровьем (особенно у старика), «грызут друг друга поедом» и не могут дождаться внуков. Можно сказать семья, как общность родных друг другу людей в этом кругу умерла. Единственное место сбора – традиционные праздники вокруг обильного стола и разговоры о текущих делах. Во время них только подчёркивается одиночество присутствующих, давно уже живущих каждый сам по себе. Но однажды на Симху пал выбор ведущей теле-шоу «Радуйтесь» о котором с периодичностью рекламного блока зудит с экрана смысловым рефреном немудрящая песенка.
«У вас что-то болит? Вас кто-то задел? Вы задели друга, брата, отца, соседа напротив? Приближается Йом-Кипур, и следующую передачу мы посвятим прощению. И как всегда, мы удивим нашу «жертву» банкетом-сюрпризом. (…) И если сердце говорит вам, что пришло время прощать, но ваши ноги прилипли к полу, а руки запутались в карманах, значит, пора обратиться к нам. Прислушайтесь к своему сердцу. Послушайте, что оно вам говорит?». В убогой жизни Симхи эта программа как свет в окошке. Ведь с её помощью она может внести в жизнь своей семьи нечто новое, освежающее. С энтузиазмом женщина начинает приглашать на банкет дружную компанию старых друзей своих родителей. Однако из-за старого конфликта, произошедшего 22 года назад все они дружно отказываются прийти. Уж как она ни старается: и по телефону звонит и письма по квартирам развозит – всё без толку –передача под срывом. Самое главное: мы так и не узнаем точно из-за чего «разгорелся сыр-бор» (кажется Ицхак заходил в общении с подружками дальше, чем мог себе позволять примерный отец семейства) но отдаём должное упорству главной героини, прорывающейся, в конце-концов на встречу с людьми, которых она помнит с детства. И эта женщина средних лет словно «взрывается» эмоциями. Мы узнаём как обидело много лет назад её, девочку, отсутствие старых знакомых на бат-мицве (еврейском совершеннолетии) и с какой силой она не просит, нет, требует от них забыть о прошлых обидах и буквально вырывает из плена сложившихся и существовавших много лет отрицательных стереотипов.
Для меня знакомство с фильмом началось с прочтения понравившегося сценария (автор Омер Тадмор) и показалось, что обилие коротких реплик предполагает хороший темп. Более того, значительная часть общения проходит по телефону. Следовательно, жизнь обычных израильтян представлена, как непрерывное коловращение по кругу дом – работа – увлечения. Сесть и поговорить по душам они уже разучились, суррогатом общения выступает телевизор, возле которого Симха ежедневно проводит до семи часов. Вот только каждому каналу нужны зрители от числа которых зависит его рейтинг и, как следствие, материальное положение. Значит, массу нужно завлечь с помощью различного рода суперакций, одной из которых и стало шоу «Радуйтесь». Знакомая картина и не только в Израиле. Какой повод для остроумного описания предлагаемого нам псевдообщения!
Но режиссёр избрала другой путь. Конечно подробно показано унылое бытие типичных израильтян. Оно прочно определило атмосферу первой половины действия, что кажется фильм так и утонет в нём, похоронив всё надежды на переход сюжета в некий новый уровень. Но ближе к концу Юли Шелез даёт нам понять как могут меняться отношения если появляется взаимная симпатия или, хотя бы, пробуждается взаимопонимание. При этом символически звучит история про слона и кол. Пока гигант был маленький, привязь сдерживала его, а когда вырос он привык к сковывающей его свободу верёвке. Итак, чтобы вырваться на волю нужно только осознать своё стремление двигаться вперёд. И всё увереннее звучит в саундтреке мелодия несбывшихся надежд, коим, возможно, найдётся место в реальности, подобно тому, как явились на 35-тый юбилей Ицхака и Сары их старые друзья.
Несмотря на неровность постановки, «Радуйтель» показывает способность Юли Шелез выстроить свою убедительную концепцию. Её, конечно портят выходки в откровенно американском духе, вроде занимающейся онанизмом Норы, («лобовой» символ разобщённости с мужем), но, если преодолеть эту шелуху, во второй половине ленты можно найти ряд симпатичных сцен. Хорошая актёрская работа Сигалит Фукс. Для любителей израильского кино.