Жалобы Портного (США, 1972) Сценарист и режиссёр Э. Леман

Длительность 101 минута

Этот телефильм, экранизация скандально известного на рубеже 1970-х романа Филиппа Милтона Рота (р 1933) «Portnoy’s Complaint» — так, что Портной в данном случае не профессия, а фамилия. Нью-йоркский еврей 33 лет Алекс Портной (Ричард Бенджамен), мелкий чиновник в администрации города. По его мнению, жизнь у него не сложилась, и он идёт к специалисту разбираться в своих проблемах. Тот начинает копаться в его прошлом, чуть ли не с пелёнок, соответственно, основная часть действия развёртывается в воспоминаниях. Лежа на кушетке в кабинете психоаналитика, Алекс выкладывает, а по сути жалуется на трудности отношений с властной матерью, продолжающей диктовать ему правила жизни, на свои сексуальные фантазии с нежного возраста и прочее. Выход из всех своих подростковых проблем он находил… в онанизме.

Этот способ, закрепившийся надолго, позволял ему успокаиваться и достигать внутренней гармонии. Но такой путь порождал новые сложности и, прежде всего с религией семьи — иудаизмом, категорически осуждающим мастурбацию — не здесь ли повод для иронического отношения Портного к религиозной общине. И ещё в одном качестве главный персонаж не ведал покоя. Его буквально одержимость сексом приводила к постоянному поиску и смене партнёрш. Причём Алес предпочитал неевреек, несмотря на то, что «приключения» с ними вызывали у него, как у еврея, такое же чувство вины, как мастурбация. Одно время ему особенно нравилась «шикса» Мэри Джейн Рейд (Карен Блэк), чье прозвище «обезьяна» отражало ее замечательную ловкость в принятии различных сексуальных позиций. Алекс решительно предпочитал её соплеменнице, израильтянке Наоми, которую ему прочили в жёны. Был момент, когда Мэри Рейд казалась ему девушкой его мечты: он даже преподнёс ей обручальное кольцо. Но, почувствовав себя невестой, та стала давить на него, и Портной уклонился от окончательного шага. Творческий почерк автора, по оценке одного из рецензентов, сочетает еврейский юмор в стиле Вуди Аллена с остроумием «ниже пояса», широко использующим натуралистические детали и грубые выражения. С каким художественным результатом удалось экранизировать этот винегрет  остаётся непонятным. (аннотация составлена по различным источникам. Автор фильма не видел)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.