Улица Граничная (Польша, 1948) Режиссёр А. Форд

Длительность 115 минут

Первый послевоенный фильм Александра Форда наметил многое из того, что получило развитие в лучших лентах различных мастеров польского кино последующих лет. Действие ленты начинается в августе 1939 года на улице Граничной, пролегающей между еврейскими и польскими кварталами столицы. Мы видим начало войны, установление «нового порядка», резко изменившееся и такое разное отношение к евреям. Впервые в мировом кино показано их переселение в гетто и голодный быт этой отгороженной от всего мира части Варшавы. Интересны сцены, когда еврейские дети пытаются пронести продукты в гетто, проползая под стеной. Также впервые появились на экране вонючие проходы канализации, ставшие вскоре местом действия шедевра Анджея Вайды «Канал». Заканчивается лента показом восстания в в Варшавском гетто 1943 года, снятым на развалинах ещё не восстановленного города.

Основной линией сюжета стала судьба представителей трёх поколений еврейской семьи Либерманов, каждый из которых выбирает свою участь. Старик умирает в огне с молитвой на устах, его сын сражается до последней гранаты и гибнет в бою. Малолетний Давидек, имевший возможность спастись, возвращается в гетто разделить участь отца. Заключительные фразы о том, что нет границ между людьми, подводят итог повествованию. Виденный автором польский вариант, несмотря на незнание языка производит хорошее впечатление. Этот фильм, как и «Последний этап» Ванды Якубовской, является произведением несущим отпечаток своего времени и в чём-то являющимся историческим свидетельством. Но, одновременно, он остался посланием — живым, эмоционально ярким, сохранившим способность воздействовать на зрителя до сих пор.

Несколько слов о киевском еврее Моше Лифшице, ставшем польским режиссёром Александром Фордом (1908 — 1980). Образование получил в Польше. В кино с 1928 года. «Улица Граничная» первый из его известных фильмов, ставший его самым большим вкладом как в польское, так и мировое кино. Прославился созданием эпопеи по роману Г. Сенкевича «Крестоносцы». Позднее работы мастера подвергались цензуре и даже запрещались, вследствие чего он вынужден был эмигрировать из страны. Фильмы снятые в последние годы за границей считаются малоуспешными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.