Длительность 85 минут
Другое название — «Старое Дудино«. Интерес к этому фильму резко возрос в последнее время, как к редчайшему отражению еврейской темы в раннем советском звуковом кино. Судя по аннотациям, он изображает еврейский штеттл Старое Дудино в Польше, недалеко от границы с СССР. Действие строится в соответствии с требованиями тогдашней идеологии. Здесь и коварный капиталист Новик (Б. Пославский), провоцирующий конфликты между польскими и еврейскими бедняками и мужественный революционер-еврей Борис Бернштейн (Николай Вальяно), приговоренный к смертной казни. Чтобы его освободить, нужно объединить трудящихся, что и делает коммунист Гайдуль (Николай Черкасов), в результате заключённый выходит на свободу. Живописным фоном для изображения классовой борьбы стали колоритные детали жизни еврейского местечка с элементами экзотики мистическим обрядом «черного венца» — венчанием горбуньи и старика на еврейском кладбище.
Характеризуя фильм, киновед Мирон Черненко дал ему высокую оценку. «Дубсон недаром прошел в Германии школу экспрессионизма. Он педалирует безысходность местечкового быта: здесь свирепствует тиф, дребезжат по немощеным улицам погребальные дроги, вся мужская половина местечка бродит из дома в дом, чтобы отсидеть свои семь дней на сыром полу — в знак горя, в знак прощания с умершим. (…) Здесь покачиваются сутулые спины молящихся, колышутся черно-белые талесы, выводит слезливые рулады сладостный голос блудливого кантора, и один из согбенных, изможденных, небритых вдруг бьет себя кулаком в грудь и вопиет: «почему в четырех верстах от нас евреи живут как люди? Только в четырех верстах. Почему?». И снова бьет себя в грудь как молотом, пока не захлебнется чахоточным — не то хохотом, не то плачем, не то кашлем. В этом выкрике — политический и сюжетный смысл «Границы», каким он виделся в ту пору Дубсону, и не только ему. Но смысл художественный, и сегодня это куда очевиднее, чем полвека назад, был в другом — в антураже, во внимательном, чуть ироническом и печальном взгляде авторов на лица, на руки, на затылки, на фуражки, сдвинутые набок, на пейсы, на конторщика Арье, напевающего бесконечную песню без слов, песню из цифр, которые он лихо подчищает в конторской книге, на беспредельную глупость купеческой дочки, вопрошающей в синагоге: «мама, а когда нужно плакать?» и ревущей в голос по знаку кантора. То, что должно было служить лишь фоном духоподъемной и вполне разоблачительной агитки, в иную эпоху оказывается главным, (…) с точки зрения нынешней, Старое Дудино представляет собой едва ли не самый подробный портрет реального, не выстроенного в павильоне «штетла» на мировом экране«. О режиссёре Михаиле Дубсоне (1898 — 1961) известно недостаточно. Судя по перерыву в его деятельности в 20 лет (1937 — 1957), попал под каток сталинских репрессий. «Граница» его наиболее интересная работа, которую и посейчас можно найти в интернете.