Долгая ночь (Польша, 1967, 1989) Режиссёр Я Насфетер

Длительность 78 минут

Лента со сложной судьбой, напоминающей злоключения советского фильма «Комиссар». На экране серые будни оккупации в небольшом городке польского «генерал-губернаторства». Идет внешне спокойная жизнь, но на стенах висят объявления грозящие смертью за укрывательство евреев. Слесарь Зигмунд Корсак (Йозеф Дуриаз) работает в небольшой мастерской и имеет контакты с партизанами. Внешне он ничем не отличается от остальных жителей, однако в своей квартире, которую он снимает у семьи Пекаржиковых юноша укрывает еврея (Зигмунд Хобот). Положение осложняется после внезапного объявления оккупантами чрезвычайного положения, причём никто не знает причины его введения. Всеобщая неуверенность в завтрашнем дне порождает всё новые страхи. Но настоящая драма начинается, когда Пекаржиковы узнают какого опасного человека, приютил их квартирант. Теперь тайну знают пятеро. Кроме Зигмунда это хозяйка дома , её юная дочь Марта, похоже неравнодушная к красивому постояльцу,  молодая замужняя женщина  Катаржина Катьянова -, чей муж находится в немецкой тюрьме и, наконец, родственник ее мужа Йозеф.

Вся вторая половина действия развёртывается в тесных интерьерах нескольких комнат. Режиссёр Януш Насфетер умело нагнетает обстановку эмоционального напряжения. За стенами дома слышатся звуки проезжающих автомашин, выстрелы. А внутри кипят шекспировские страсти. В критической ситуации со всей откровенностью проявились такие черты характеров, о которых в обычное время их носители предпочитают не распространяться.  Что делать с евреем? Выдать гитлеровцам? Выгнать в ночь? Один полюс – Йозеф. Страх за свою жизнь побуждает его приводить всё новые и новые доводы в пользу изгнания опасного пришельца. При этом он не брезгует приводить избитые стереотипы антисемитской пропаганды. По воле создателей фильма все женщины  с большими или меньшими колебаниями заняли нравственную позицию на другом полюсе. А далее всё «утряслось» к общему благу. В один прекрасный момент выяснилось: комната Зигмунда пуста. Он выбрался с гостем через окно и увёл еврея в более спокойное место. Но знание четырёх людей о теневых сторонах своей сущности уже никогда не восстановит бывшие ранее между ними отношения.После завершения фильм был запрещён к показу, подобно советскому «Комиссару» долго лежал «на полке» и был выпущен на экраны только в 1989 году. Нет данных дабы сказать насколько эта история отразилась на творчестве режиссёра и после этого снимавшего фильмы. Точно знаем только одно: Януш Насфетер (1920 — 1998), один из заметных мастеров польской «новой волны» снял свой последний фильм в 1979 году, покинул съемочную площадку протестуя против цензуры и уже не вернулся к активному творчеству. Последнее двадцатилетие стало для него временем молчания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.