Жидовка (Австрия, 2003) Режиссёр К. Фибих

Длительность 118 минут

Экранизация популярного творения французского композитора 19-го века Фроманталя Галеви (1799 — 1862) появлявшегося на сцене под названиями «Иудейка» и «Дочь кардинала». Сценарий, сделанный в соответствии с традициями французской большой оперы, не слишком правдоподобен и изобилует натяжками. Основное действие развёртывается в XV веке в швейцарском городе Констанце, сразу после разгрома гуситского восстания. Имперские власти празднуют победу над чешскими еретиками. Общее веселье нарушает местный мастер-ювелир, еврей Элеазар. Он не желает праздновать праздники той регигии, во имя которой его сыновья сожжены на костре. Однако ему и его дочери сейчас грозит та же участь. Их спасает только заступничество кардинала де Броньи, того самого, кто когда-то осудил сыновей еврея-ювелира Элеазара. Но и сам Броньи хранит на сердце печаль. Ещё до посвящения в духовный сан, когда он жил в Риме, его дочь пропала там во время пожара.

Он не подозревает о её чудесном спасении Элеазаром. Девочка выросла у него в доме и воспитана как еврейка под именем Рахели. В неё оказался влюблён победитель чехов принц Леопольд, выдающий себя за простого художника, да ещё и еврея Самуила. Девушка ответила ему взаимностью, но, узнав, что её возлюбленный женат, раскрыла в присутствии императора и кардинала свои с ним отношения. За преступление против веры Рахель, Леопольд и Элеазар, должны быть казнены. Уступая мольбам жены принца Евдоксии, Рахель отказывается от выдвинутого против Леопольда обвинения и тем самым спасает его. Их же с отцом ожидает страшная казнь в котле с кипящим маслом и помилование может быть дано только после крещения. Оба отвергают перспективу отказа от своей веры. Первой на смерть уходит Рахиль, за ней — Элеазар, перед тем открывающий кардиналу, что тот отправил на костёр собственную дочь. Успех произведения был грандиозен. Молодой Рихард Вагнер, в ту пору ещё не ставший махровым антисемитом даже написал на неё восторженную рецензию. Музыка оперы является высшим достижением композитора, попытавшегося использовать в ней еврейские интонации. Во втором действии на сцене показан фрагмент праздника Песах. Ария Элеазара «Рахель, ты мне дана небесным провиденьем» входила в репертуар всех ведущих теноров. В 20-м веке опера многократно записывалась на грампластинки и на диски, но данный спектакль Венской государственной оперы является, насколько известно, единственным экранным воплощением «Жидовки». Произведение наглядно показывает юдофобию распространённую в средневековой Европе. Для любителей серьёзной музыки и зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.