Длительность 98 минут
«Лично у меня нет плохих воспоминаний о Германии», говорит девятилетний Мендель (Томас Соренсен) в первой сцене из фильма. И действительно, он появился в лагере для перемещённых лиц уже после войны. Его родители — восточноевропейские евреи Аарон и Белла Тротциг, пережившие Холокост, пытаются покинуть страну и найти себе другое место. Однако, у Аарона туберкулёз, а такие мигранты нигде не нужны. Но вот подвернулся счастливый случай: Норвегия согласилась принять группу больных беженцев и Тротциги оказались в тихой стране на Севере континента. Семья поселилась в очень бедном районе небольшого городка, среди людей незнакомой культуры и нового для неё языка, относящихся к пришельцам с недоверием. Мальчик не понимает, почему его родители, пережившие концлагеря продолжают считаться перемещенными лицами. Он сталкивается не только с проблемами вхождения в новую жизнь, но и со скрытностью семьи, не желающей вспоминать о страданиях недавнего прошлого. В конце концов Мандель сам пытается узнать о трагедии Холокоста, находит в книгах фотографии военных лет, изображения желтой звезды и знак KZ. Узнав о норвежском движении Сопротивления во время нацистской оккупации, он спрашивает отца: «Что вы делали во время войны?» «А почему бы вам не сделать что-нибудь во время войны, папа?» Мендель возмущен тем, что считает пассивностью евреев, позволявших убивать себя. Именно поэтому мальчик хулиганит в школе, пытаясь доказать, не столько другим сколько себе, какой что он храбрый и сильный.
Сюжет включает в себя автобиографические мотивы из жизни режиссёра Александра Рослера. Он родился в Дахау в 1947 году и живёт в Норвегии с трёхлетнего возраста. Много лет снимал документальные ленты, «Мендель» его дебют в игровом кино. Характеризуя свою работу, Рослер говорит: «Есть сходство между моей собственной жизнью и детством Менделя, но это не автобиографический фильм … Это фильм о Тротцигах. О встрече эмигрантов с норвежским обществом, и их усилиях по поиску мира в себе после той жестокости, которую они пережили. Им трудно обсуждать свой опыт при нацистском режиме, и они хотят защитить своих детей от его изучения. Но дети любопытны, и умеют слушать». «С некоторыми изменениями драма и реакция героев фильма совпадают с восприятием мира современными группами эмигрантов и беженцев, с их аналогичным опытом концлагерей и пыток, будь то чилийцы или боснийцы. Позор в том, что им пришлось терпеть крайнюю степень личного унижения и вины. Многие смирялись, кто-то, в конечном счете, шёл на сотрудничество с насильниками только бы пережить еще один час, один день. Дети — все это чувствуют. Они становятся жертвами своих тревог о том, что случилось с их родителями, и что может случиться с ними. Психиатры назвали это синдромом второго поколения». (аннотация составлена по материалам сайта Берлинского кинофестиваля 1997 года http://www.filmfestivals.com/ff/berlin97/bfilmd1.htm. Автор аннотации фильма не видел)