Длительность 145 минут
Варианты названия «Во тьме», «В темноте» Большая часть фильма показывает места, где больше 60 лет назад происходили реальные события. Они описаны в книге Роберта Маршалла «В канализационных трубах Львова» (1991), и в сценарии Дэвида Шамуна. Именно там, в туннелях под украинским городом поляк, католик, водопроводчик и, по необходимости военного времени, вор Леопольд Соха в течение 14 месяцев прятал группу евреев. В ленте работяга Соха (Роберт Вжикевич) поначалу совершенно равнодушен (как и подавляющее большинство его соплеменников), к судьбе евреев. Но проходит немного времени и он уже рискует всем, чтобы спасти эту горстку незнакомых, неблагодарных, исповедующих чуждую, непонятную религию людей. За эти четырнадцать месяцев происходит преображение его души. Он постепенно привязывается к маленьким детям профессора и Мандеку Маргулису (Бенно Фурманн), а мы, зрители, привязываемся к нему и к его красавице Ванде (Кинга Брейс).
После финальных кадров, когда все спасены и счастливый Соха угощает всех водкой и кричит безмолвно стоящим вокруг прохожим: «Смотрите, это мои евреи!» наступает трагичный конец. В нём сообщается, что через год пьяный водитель задавил Леопольда Соху, а в городе сказали: «Это наказание за спасение им евреев»… Как сказал один из критиков: «Фильм снятый опытным режиссёром — урок истории и урок человечности в самом глубоком и несентиментальном смысле этого слова. Урок, после которого вы не скоро придете в себя – в том числе и чисто физически: после фильма тяжело дышать». Однако, критики национал патриотического направления встретили работу Агнешки Холланд в штыки. Похвалив её за правдивое изображение евреев, со всеми их недостатками и отрицательными сторонами, ряд рецензентов обрушился на неё за показ непосредственного участия западных украинцев в уничтожении евреев. Отработанный приём антисемитской пропаганды: пока евреи ругают себя, им это можно, но, упаси бог им нелицеприятно отозваться о других этносах. Их представители тут же с пеной у рта вопиют о возводимой клевете на украинцев, поляков и иных соучастников «окончательного решения еврейского вопроса». Вывод подобных авторов короток и категоричен: это антикино. Тем не менее, лента имеет своего зрителя и выдвигалась на премию «Оскар-2012», как лучший зарубежный фильм. Одна из наиболее впечатляющих работ последнего времени о Холокосте. Ниже приведена пара откликов на неё.
«Этот фильм, на мой взгляд, жемчужина кино последних лет. Второй «Список Шиндлера», заставляющий прочувствовать всю тяжесть, жестокость, тьму тех лет и той войны, да и вообще всех войн. Без лишнего пафоса, без каких либо спец эффектов, без прикрас. (…) Это максимально реалистичной фильм, с глубоко и четко прорисованными персонажами, замечательной игрой актеров и работой сценариста. Я с содроганием представляю, как велись съемки этого фильма, и что пришлось вынести актерам. А что же тогда говорить про сотни людей проведших вдали от солнечного света и тепла, почти без еды и воды 14 месяцев! Это фильм памятник человеческому героизму, выносливости, любви к ближнему и к жизни. И памятник тем ужасным дням войны«.
«Вряд ли кого-то удивит тот поворот сюжета, когда Соха страстно заявляет, что больше никогда не бросит «своих евреев». Поражает другое: тонкость и ненавязчивость режиссуры, напрочь лишённой военного пафоса и жалостливых сцен с убиением младенцев. Мы наблюдаем за бытом «наверху» в семье Леопольда и за тем, как горстка никому не нужных изгоев держится за жизнь во мраке канализационных труб. И там, и тут люди продолжают любить друг друга, жертвовать всем ради близкого и радоваться мелочам. В сознании современного человека, живущего с комфортом, не сразу укладывается, как эти немытые, несколько месяцев не видевшие солнца евреи могут заниматься сексом или петь. Как родившийся во мрак ребёнок может возродить угасшую надежду, а церковные песнопения — поддержать сломленный дух. Но жизнь продолжается до последнего вдоха: до пули в затылок или до заветного освобождения«.