Длительность 272 минуты (5 серий)
Полное название ленты — «Анекдотиада или история Одессы в анекдотах». Грандиозный проект посвящённый 200-летию Одессы-мамы. К сожалению в интернете выложена только «Первая серия». Действие в ней крутится вокруг постановки некоего комедийного фильма, снимаемого непосредственно на улицах и на берегу славного города. Сценарий и режиссура на очень среднем уровне, который не в состоянии спасти даже ансамбль блестящих актёров. Еврейский «компонент» (какая же Одесса без евреев!) прорезается в появлении безликого мифического Рабиновича, коего выпустили в кадр вместе с «Екатериной II» вместо «Потёмкина». Но лучше всего он проявляется в отдельных печальных репликах престарелого знатока истории (Зиновий Гердт) – кстати, единственного, кто создал на экране запоминающийся образ еврея. Его ответ на вопрос режиссёра: «Вы меня извините, вынужден Вас перебить», имеет вполне определённый и такой знакомый подтекст. «И вы тоже? Всю жизнь все всегда хотят нас перебить. Ну хорошо, перебьёте нас, кто будет дальше?». И эта прекрасная реплика почти всё. Несколько примиряет с фильмом последний кадр, где лихие киношники молниеносно грузятся в автобусы после съёмок и уезжают, забыв на берегу моря героя З. Гердта в его инвалидном кресле как ненужный предмет реквизита… К этой пронзительной ноте добавим только слова Григория Горина (1940 — 2000) «Не будучи одесситом, Гердт стал гордостью одесситов. Он удивительно вписался в эту часть российской культуры, в ироничную и остроумную «одесщину», чьи жители постоянно находились в состоянии конфликта с миром — как Паниковский. Просто у коренных одесситов такое свойство — все время немного ворчать, тихо бурлить, регулярно как бы напоминая о собственной температуре кипения. Счастье не должно быть полным — у евреев так положено. На еврейских свадьбах полагается разбить тарелку и наступить на нее — это показатель готовности молодоженов к тому, что не все будет гладко. А если опуститься на большую глубину размышлений на эту тему, то счастье не может быть полным, пока не построен разрушенный храм царя Соломона. Это в крови еврейского народа — нельзя все время закатывать глаза от счастья. Гердту была свойственна печаль, оборотной стороной которой было его, гердтовское, веселье«. За исключением этого образа фильм Мизаила Каца посредственен. Очень жаль, что до сего времени не удалось посмотреть остальные 4 серии. Тогда можно было бы достаточно обоснованно говорить о его художественных качествах и воплощении еврейской темы.
«