лительность 49 минут
Полное название ленты — «Анекдотиада или история Одессы в анекдотах». Очевидно перед нами часть неосуществлённого проекта к 200-летию Одессы-мамы, так как в его начале значится «Первая серия». Действие в нём крутится вокруг постановки некоего комедийного фильма, снимаемого непосредственно на улицах и на берегу славного города. Сценарий и режиссура на очень среднем уровне, который не в состоянии спасти даже ансамбль блестящих актёров. Еврейский «компонент» (какая же Одесса без евреев!) прорезается в появлении безликого мифического Рабиновича, коего выпустили в кадр вместе с «Екатериной II» вместо «Потёмкина». Но лучше всего он проявляется в отдельных печальных репликах престарелого знатока истории (Зиновий Гердт) – кстати, единственного, кто создал на экране запоминающийся образ еврея. Его ответ на вопрос режиссёра: «Вы меня извините, вынужден Вас перебить», имеет вполне определённый и такой знакомый подтекст. «И вы тоже? Всю жизнь все всегда хотят нас перебить. Ну хорошо, перебьёте нас, кто будет дальше?». И эта прекрасная реплика почти всё. Несколько примиряет с фильмом последний кадр, где лихие киношники молниеносно грузятся в автобусы после съёмок и уезжают, забыв на берегу моря героя З. Гердта в его инвалидном кресле как ненужный предмет реквизита… К этой пронзительной ноте добавим только слова Григория Горина (1940 — 2000) «Не будучи одесситом, Гердт стал гордостью одесситов. Он удивительно вписался в эту часть российской культуры, в ироничную и остроумную «одесщину», чьи жители постоянно находились в состоянии конфликта с миром — как Паниковский. Просто у коренных одесситов такое свойство — все время немного ворчать, тихо бурлить, регулярно как бы напоминая о собственной температуре кипения. Счастье не должно быть полным — у евреев так положено. На еврейских свадьбах полагается разбить тарелку и наступить на нее — это показатель готовности молодоженов к тому, что не все будет гладко. А если опуститься на большую глубину размышлений на эту тему, то счастье не может быть полным, пока не построен разрушенный храм царя Соломона. Это в крови еврейского народа — нельзя все время закатывать глаза от счастья. Гердту была свойственна печаль, оборотной стороной которой было его, гердтовское, веселье«. За исключением этого образа фильм Мизаила Каца бездарен и позорит еврейский колорит Одессы-мамы
«